29.04.2020
6 274

Вирусная инфекция заставляет пчел практиковать «социальное дистанцирование»

5.3

Новые наблюдения за зараженными смертельной инфекцией пчелами показали, как те применяют «социальное дистанцирование» и как вирус преодолевает такую защиту.

©Fred Zwicky, University of Illinois Urbana-Champaign

Пчелы — не только исключительно умные, но и высокосоциальные животные, живущие сложными, тесными и многочисленными коллективами, что делает их крайне подверженными распространению инфекций. Частично этому способствует и высокий уровень гигиены в гнезде: пчелы постоянно чистят его и чистятся сами, быстро удаляют заболевших, однако иммунитет отдельно взятой особи ослаблен в сравнении с другими насекомыми. В последние годы массовое распространение инфекций среди их популяций вселяет все большую тревогу, заставляя ученых искать новые средства для борьбы с этими болезнями.

Команда Адама Долезаля (Adam Dolezal) из Иллинойсского университета в Урбан-Шампейне исследовала поведение пчел во время вспышки смертельного для них израильского вируса острого паралича (Israeli Acute Paralysis Virus, IAPV). Взяв около 900 пчел из трех разных колоний, ученые пометили их и вернули в семьи, проследив за их действиями с помощью видеокамер с системой автоматического распознавания помеченных особей. От 90 до 150 пчел, возвращенных в колонии, были заражены IAPV.

Благодаря индивидуальным меткам с упрощенными QR-кодами система автоматически распознавала каждую из особей и фиксировала каждый контакт / ©Tim Gernat, University of Illinois Urbana-Champaign

В статье, опубликованной в журнале PNAS, биологи отмечают, что здоровые пчелы старались избегать контакта с зараженными и подкармливали их вдвое реже обычного, несмотря на то, что те активно искали такого обмена пищей. По-видимому, эта поведенческая адаптация позволяет колонии эффективнее противостоять вирусной инфекции. Однако в арсенале IAPV нашелся еще один, причем весьма эффективный инструмент.

Когда авторы повторили эксперимент, но подсадили зараженных пчел ко входу в чужие гнезда, обнаружилось, что около 30 процентам из них удавалось проникнуть внутрь и принести вирус с собой. Обычно пчелы ревниво охраняют свои гнезда от чужаков, идентифицируя особей из другой семьи, ощупывая усики и распознавая характерный набор сигнальных веществ. Поэтому внутрь удается пробраться не более чем 15 процентам чужих пчел — однако вирус, по-видимому, меняет этот расклад.

Пока ученые затрудняются объяснить, почему больные IAPV пчелы хуже распознаются охранниками чужого гнезда. Скорее всего, вирус каким-то образом меняет набор сигнальных веществ. И хотя своими сородичами зараженная особь встречается неохотно, у нее повышаются шансы проникнуть в чужое гнездо и принести инфекцию с собой.