Кто такие мегалодоны и почему они вымерли?

В вымирании чудовищных мегалодонов обвинили их младших родственников

Гигантские акулы древности — мегалодоны — могли исчезнуть, не выдержав конкуренции с более мелкими, но проворными белыми акулами.

akula0

Вымершие между 2,5 и тремя миллионами лет назад мегалодоны считаются едва ли не самыми большими рыбами, которые когда-либо существовали на Земле. По некоторым оценкам, они могли достигать 15 метров в длину и весили более 35 тонн. Однако точная причина исчезновения этих гигантских акул остается большой загадкой.

Считается, что в этом могут быть «виноваты» появившиеся в плиоцене китообразные и более совершенные хищники, с которыми мегалодоны не могли конкурировать. Высказываются даже гипотезы, связывающие их гибель с далекой космической катастрофой. Авторы новой работы, опубликованной в Peer Journal, предлагают совершить небольшую революцию в этой теме, «перенеся» вымирание мегалодонов на 3,6 года назад и обвинив в этом их ближайших родственников.

Большие белые акулы — одни из крупнейших хищников современной Земли, но прежде они достигали и еще более крупных размеров. Несмотря на это, они оставались в разы меньше мегалодонов. Судя по данным палеонтологической летописи, они появились около шести миллионов лет назад, но окончательно «оформились» и захватили обширные ареалы лишь два миллиона лет спустя. Именно этот сравнительно короткий период — примерно между четырьмя и 3,6 миллиона лет назад, — в который мегалодоны и белые акулы конкурировали, древние гиганты не выдержали соперничество с мелкими, но более адаптированными новичками.

Сравнительные размеры одного из мегалодонов (нижняя и верхняя оценки), большой белой акулы и человека / ©PrehistoricWildlife.Com

Новый, более тщательный анализ окаменелостей и предыдущих работ позволил авторам достаточно уверенно предположить, что позднее 3,6 миллиона лет назад на территории нынешнего Тихого океана процветавшие прежде Otodus megalodon практически исчезли. Основная конкуренция могла развернуться между распространившимися здесь белыми акулами и молодняком мегалодонов, имевшим примерно те же размеры и пищевую базу: здесь более совершенные родственники не оставили им шансов.

Психологи из Тюмени и Ярославля изучили взаимосвязь уровня мудрости и эмоционального выгорания у медицинского персонала. Исследование показало, что именно мудрость помогает медикам противостоять такому синдрому. Формирование столь полезного качества у врачей позволит сохранить их психическое здоровье и профессиональное долголетие, что, по мнению авторов исследования, особенно актуально в связи с напряженной работой медицинских работников во время пандемии коронавируса.

Космический аппарат случайно находит на комете обломки материала искусственного происхождения. Комета стремительно уносится прочь за пределы Солнечной системы, и у людей остается все меньше времени, чтобы исследовать таинственный артефакт и понять, что это.

Кольский научный центр РАН

Оценка возраста очень важна для древних вод, потому что эта информация используется при проектировании хранилищ радиоактивных и токсичных отходов. Однако сделать это технически весьма непросто. Метод, который предложил коллектив исследователей из Геологического института КНЦ РАН, позволяет избежать прямого отбора воды и получить информацию о концентрациях гелия в воде путем анализа зерен кварца из керна скважин. На его основе ученые из Кольского научного центра уже сумели определить возраст воды на глубине около 10 километров.