В Шотландии занимаются созданием CRISPR-куриц, устойчивых к гриппу — Naked ScienceNaked Science
23 января
Naked Science

В Шотландии занимаются созданием CRISPR-куриц, устойчивых к гриппу

Сотрудники Рослинского института, где в 1998 году на свет появилась овечка Долли, заняты новой амбициозной задачей: созданием генетически отредактированной курицы, которая была бы невосприимчива к птичьему гриппу. Сообщается, что появление первого такого цыпленка произойдет уже в этом году.

b616282d

Ученые из Рослинского института (Шотландия) в этом году намерены создать первую в мире генетически отредактированную курицу, которая была бы абсолютно устойчива к гриппу. О столь амбициозных планах сообщает профессор вирусологии в Имперском колледже Лондона Венди Барклай (Wendy Barclay), которая выступает в качестве соруководителя проекта. ДНК птиц будет изменена с помощью технологии редактирования генов, известной как CRISPR.

По словам профессора, команда исследователей планирует изменить ген ANP32, кодирующий белок, через который, как правило, и происходит заражение, что сделает цыплят неуязвимыми к этой болезни. Предыдущие исследования Барклай и ее коллег по Имперскому колледжу, проведенные в 2016 году, продемонстрировали, что именно этот протеин ответственен за заражение вирусом гриппа.

Теперь, объединившись с учеными из Шотландии, Барклай намерена использовать CRISPR-технологию для редактирования ДНК цыплят таким образом, чтобы изменить только одну часть этого ключевого белка, оставив остальную часть генома птицы без изменений. Ученый подчеркивает, что это наименьшее изменение, которое остановит распространение вируса.

Число погибших во время последней пандемии гриппа в 2009-2010 годах, вызванной штаммом H1N1 и считающейся относительно легкой, варьируется от 200 тысяч до полумиллиона человек во всем мире, а от печально известного испанского гриппа, всемирное распространение которого пришлось на 1918 год, погибло более 40 миллионов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) внесла новую вспышку гриппа в список главных глобальных угроз в 2019 году, а расходы от ее возникновения оценила примерно в 60 миллиардов долларов в год, поэтому возможность появления на свет «безопасной» птицы может быть весьма кстати.

Вместе с тем, по мнению Барклай, одним из главных препятствий на пути широкого внедрения этой технологии могут стать опасения людей и недоверие к генетически отредактированной еде. По ее словам, люди ели привычную пищу на протяжении всего периода сельскохозяйственных традиций и могут нервничать из-за перехода на «генную» еду.

Ученые из Рослинского института стали известны на весь мир в 1996 году: именно там появилась на свет знаменитая овечка Долли, первое в истории клонированное млекопитающее. Помимо этого, сотрудники этого научного центра уже занимались редактированием генома свиней, чтобы тоже сделать их устойчивыми к вирусу.