Ультрафиолет оказался способен повреждать ДНК на большом расстоянии от места воздействия — Naked Science

Под действием ультрафиолетового излучения мутации в ДНК могут появляться далеко от места встречи с УФ-фотонами.

©Arthur Kuhlmann, KIT

Ультрафиолетовое излучение легко повреждает структуры ДНК и приводит к возникновению опасных мутаций. Поэтому долгое нахождение под ярким солнцем способно провоцировать возникновение рака кожи. Новая работа, посвященная мутагенности УФ-лучей, раскрыла необычную особенность их воздействия на ДНК: повреждения в ней могут возникать далеко от места «контакта». Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Angewandte Chemie.

В ходе своих экспериментов команда профессора Технологического института Карлсруэ Ханс-Акима Вагенхнехта (Hans-Achim Wagenknecht) синтезировала короткую ДНК специально подобранной последовательности. В определенный ее участок была внедрена фотокаталитическая молекула ксантона, служившая «рецептором», который первым улавливал УФ-фотоны от светодиодов. Затем на определенных расстояниях от ксантона расставили «двойные отметки» из остатков тимина.

Это обычный нуклеотид, входящий в состав ДНК, и такие его пары легче других повреждаются ультрафиолетом, сшиваясь друг с другом и образуя дефектный димер — точечную мутацию. После облучения такой ДНК ультрафиолетом ученые зарегистрировали повреждения на расстоянии вплоть до 30 звеньев-нуклеотидов от места воздействия. Таким образом, энергия УФ-фотонов транслировалась на впечатляющую дистанцию — до 10,5 нанометра.

«Это удивительно большое расстояние, и оно исключительно важно для понимания того, как развивается фотоповреждение ДНК, — говорит профессор Вагенхнехт. — До сих пор мы думали, что свет не может перемещаться по ДНК на такое расстояние».

Компания Loon сворачивает проект по раздаче интернета жителям сельской местности и удаленных регионов. Одна из причин — его высокая стоимость.

Говоря об атмосферном электричестве люди, как правило, подразумевают привычные грозовые либо полумифические шаровые молнии. Однако на большой высоте, над облаками, изредка наблюдаются иные разряды не до конца ясной природы. Специальное оборудование на МКС зафиксировало одно из таких явлений и приблизило ученых к пониманию так называемых ионосферных молний.