28.11.2018
Редакция Naked Science

У тасманских дьяволов обнаружили участки генов, которые способствуют сокращению раковой опухоли

Организм животных начал приспосабливаться к заболеванию, угрожающему исчезновением вида; ученые надеются адаптировать этот механизм для лечения человека.

Исследователи из Университета штата Вашингтон изучили ДНК тасманских дьяволов с лицевой опухолью (DFTD) и тех их сородичей, которые выработали резистентность к заболеванию. Они выделили несколько участков генов, которые могут отвечать за сокращение опухоли. Работа опубликована в журнале Genome Biology and Evolution.

Лицевая опухоль тасманского дьявола — злокачественное заболевание, которое смертельно почти в 100 процентах случаев. Впервые его зафиксировали в 1996 году, и к настоящему времени оно привело к гибели 80 процентов всей популяции.

Год назад австралийские ученые, ловившие и метившие животных, заметили нечто необычное. Часть помеченных индивидов с лицевой опухолью не умерла, как остальные заболевшие. Дальнейшие наблюдения показали, что они, наоборот, пошли на поправку, а опухоль уменьшилась. Исследователи захотели узнать, в чем причина такого нетипичного развития, — для этого они объединились с коллегами из Университета штата Вашингтон.

Авторы секвенировали геномы семи тасманских дьяволов с сопротивляемостью к раку и троих обычных заболевших. Они нашли три отличительных региона в ДНК выздоровевших животных, которые связаны с иммунным ответом организма. Марк Маргес (Mark Margres), принимавший участие в работе, подробнее рассказал о полученных результатах:

«Мы определили некоторые гены-кандидаты, которые, по нашему мнению, связаны с регрессией рака. Сейчас мы начнем функциональные тесты этих генов, чтобы понять, можно ли искусственно вызвать ту же реакцию. Пока трудно сказать что-то определенное с такой маленькой выборкой, но эти данные могут помочь выработать базу для генетического сопротивления опухолям».

Три участка ДНК, выделенные учеными / ©Genome Biology and Evolution

Тасманские дьяволы — не первые млекопитающие, у которых обнаружен генетический механизм уменьшения раковых опухолей. Такую же способность находили у людей, больных карциномой Меркеля — агрессивным раком кожи. Первое выздоровление зафиксировали в 1986 году. Всего с того времени известно о 22 подобных случаях.

Ранее ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выделили белок, который ускоряет рост раковой опухоли в легких. Он станет новым биомаркером и поможет диагностировать заболевание на ранних стадиях.