Ученые: растения вымирают в сотни раз быстрее обычного — Naked ScienceNaked Science
26 августа
ser007

Ученые: растения вымирают в сотни раз быстрее обычного

По новым оценкам, исчезновение видов растений сегодня происходит в 350 раз быстрее, чем в прошлом.

plants0

Нам, жителям городов, это может быть незаметно, однако в последние годы разнообразие видов стремительно падает. Процесс развивается с такой скоростью, что ученые уже всерьез называют его шестым массовым вымиранием в истории жизни на Земле. Под угрозой скорого исчезновения оказалось более миллиона видов.

Не внушают надежд и результаты новой работы, опубликованной в журнале Current Biology. Ее авторы — биолог из Университета Маккуори Йохан Леру (Johannes Le Roux) и его коллеги из Австралии и ЮАР — показали, что вымирание растений происходит сегодня в 350 раз быстрее, чем в среднем в истории.

Дать такую оценку непросто. Данные о прошлом биосферы и предыдущих вымираниях остаются фрагментарными. Да и сами виды распределены весьма неравномерно: на острове Мадагаскар, например, обитает более 12 тысяч видов растений, 80 процентов которых не встречается более нигде в мире. А на острове Великобритания — менее двух тысяч видов растений, а эндемиков из них — менее пяти процентов. Такие оазисы биоразнообразия, как Мадагаскар, особенно хрупки и оказываются «горячими точками» вымирания.

Авторы проанализировали информацию почти о 300 сравнительно недавних вымираниях различных видов растений. Обнаружилось, что ключевыми факторами этого выступает деятельность человека: сельское хозяйство и урбанизация — как в «горячих» точках, так и в «холодных», не отличающихся биоразнообразием. И происходит это куда быстрее, чем считалось. Особенно уязвимыми оказались травянистые растения. Утрату их видов ученые называют одним из самых опасных вызовов, стоящих перед человечеством.