Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Пауки не теряют скорость бега, даже когда лишаются двух ног
Некоторые членистоногие отбрасывают части тела, чаще всего конечности, чтобы спастись от хищника. В биологии этот процесс называют автотомией. Например, пауки отделяют одну или несколько ног, но во время линьки их восстанавливают. Команда американских арахнологов задалась вопросом, как именно эти членистоногие передвигаются после потери конечностей. Ученые впервые применили машинное обучение для анализа движений пауков и обнаружили, что они не учатся заново бегать, а корректируют походку, которая позволяет вернуться к полноценному бегу.
У многих животных, а именно — членистоногих и некоторых позвоночных, есть «суперспособность». Они самопроизвольно могут отбрасывать часть тела, когда на кону стоит их жизнь. При атаке хищника эти животные «жертвуют» ненужной частью, которая отвлекает противника и дает шанс сбежать. Такая способность получила название «автотомия» — распространенная стратегия в животном мире.
Автотомия особенно часто встречается у пауков, которые во время этого процесса отбрасывают одну или пару ног (всего их восемь). Правда, утраченные ноги отрастают заново после линьки — например, молодым особям для этого хватает одного-двух месяцев.
Но прежде чем конечности отрастут, паукам необходимо перемещаться и добывать себе еду, а еще спасаться от хищников. В предыдущих работах ученые отмечали: потеря конечностей может замедлить скорость движения пауков, что, в свою очередь, сказывается на их выживании. Специалисты десятилетиями спорили, как членистоногие компенсируют потерю ног и влияет ли регенерация на их движения.
В вопросе решила разобраться команда арахнологов из США под руководством Сюзанны Кейн (Suzanne Kane) из Хаверфордского колледжа в Пенсильвании. Для этого исследователи изучали, как членистоногие адаптируют походку сразу после автотомии и в период линьки. Выводы ученых представлены на сайте электронного архива научных статей и препринтов по биологии bioRxiv.org.
В качестве испытуемых Кейн и ее коллеги выбрали молодых пауков-птицеедов вида Davus pentaloris, выращенных в неволе и еще не терявших конечности. Эти животные обитают в Центральной Америке, преимущественно в Мексике и Гватемале.
Сначала исследователи сняли на высокоскоростную камеру, как восьминогие пауки бегают по ровной поверхности. Затем заставили каждого паука отбросить две ноги и повторили съемку сразу после «ампутации» и через сутки.
Чтобы заставить пауков отбросить конкретные конечности, исследователи сперва «усыпили» животных, понизив температуру окружающей среды, а после приклеили две выбранные ноги к картону. Когда пауки «проснулись», ученые слегка гладили их тонкой кисточкой, таким образом создавая раздражитель, что спровоцировало членистоногих на автотомию.
Поясним, пауки не спят в том смысле, как это происходит у млекопитающих, но их активность сильно зависит от температуры окружающей среды. При понижении температуры обмен веществ пауков замедляется, что приводит к снижению подвижности: они становятся менее активными, а, иногда практически неподвижными, что может напоминать состояние сна или даже спячки. Это не полноценный «сон», скорее адаптивная реакция, позволяющая экономить энергию в холодных условиях.
До автотомии испытуемые животные бегали со скоростью примерно 0,38 метра в секунду на всех восьми ногах. После потери двух конечностей они почти сразу вернулись к прежним показателям. Оказалось, даже без двух ног пауки бегают так же быстро, как раньше.

Анализ видео показал: членистоногие перераспределили нагрузку на оставшиеся конечности, изменили синхронность их движения. Например, начали ставить ноги в те зоны, где раньше находились ампутированные, а также скорректировали шаг для большей устойчивости. Иными словами, животные моментально перестроили походку: оставшиеся шесть ног двигались по-новому, занимая место утраченных. Это позволило животным не терять скорость и устойчивость.
После «ампутации» пауки раздвинули оставшиеся ноги шире и повернули тело на 11-15 градусов относительно направления бега. Это помогло равномерно распределить нагрузку и сохранить устойчивость.
Но главное открытие — мгновенная смена походки. Раньше ученые считали, что после потери двух ног пауки переходят на «усеченную тетраподную» походку (двигают четырьмя ногами) или «модифицированную триподную» (используют три пары ног). Машинное обучение, анализирующее тысячи кадров видео, помогло выявить, что пауки комбинируют оба варианта, плавно переключаясь между ними, причем адаптация происходит мгновенно.
«Любопытно, что после потери конечности пауки не учатся заново бегать — их нервная система сразу находит оптимальное решение», — пояснила Кейн.
Открытие американских арахнологов показало невероятную гибкость нервной системы пауков. Такие навыки адаптации, вероятно, заинтересуют робототехников. Инженеры смогут разработать машины, которые, как пауки, будут быстро «перепрограммировать» движение после поломок. Это особенно важно для систем, работающих в экстремальных условиях — от зон стихийных бедствий до других планет.
Примерно 41-42 тысячи лет назад на Земле произошел кратковременный сдвиг магнитных полюсов, который мог способствовать вымиранию неандертальцев, но не Homo sapiens — их выживание авторы нового исследования связали с появлением теплой одежды и добычей охры.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
В 2006 году исследователи из Великобритании объявили, что легендарный антикитерский механизм, древнегреческий «компьютер», мог быть всего лишь игрушкой для демонстрации астрономических явлений. Авторы нового исследования подтвердили это, построив математическую модель на основе данных своих коллег, которая показала, что шестерни устройства заклинивало при запуске. Но несмотря на полученные результаты, ученые пытаются спасти репутацию древнего чуда техники, обвинив предыдущую команду в ряде ошибок.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Бонобо в два раза чаще отказывались участвовать в эксперименте, если получали менее ценную награду, чем сородич. Такая реакция не была связана с разочарованием в человеке — приматы показали врожденное неприятие несправедливости.
Субнептун K2-18b в 124 световых годах от Земли показал наличие диметилсульфида и диметилдисульфида в атмосфере. На нашей планете их вырабатывают только водоросли, то есть это признаки жизни. Но ситуация на K2-18b такова, что вообще непонятно, как там могли бы выжить организмы такой сложности.
До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.
Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.
Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали несколько вариантов транспортно-инфраструктурных комплексов, способных значительно улучшить пассажирское сообщение в городах, расположенных по обеим берегам крупных водных артерий. Обычно такие мегаполисы сталкиваются с необходимостью строительства дорогих капитальных сооружений — шоссейных мостов, что не всегда подъемно для городского бюджета. Решение белорусских инженеров куда менее ресурсоемкое. Для примера возьмем Ростов-на-Дону, где есть запрос на устойчивое сообщение между левобережной частью города с историческим центром.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии