27.05.2022
5 088

Испанские ученые расшифровали геном вируса оспы обезьян, циркулирующего по миру

6.4

Как отметили в Министерстве здравоохранения королевства, исследователям впервые удалось полностью секвенировать геном этого вируса.

Вирус обезьяньей оспы
вируса обезьяньей оспы, полученные с помощью электронной микроскопии. Изображение: Отделение электронной микроскопии ISCIII

Ученым из Института здоровья Карлоса III (Мадрид, Испания) удалось полностью секвенировать геном вируса оспы обезьян, который насчитывает 190 тысяч пар нуклеотидов. Результаты подтвердили, что нынешняя вспышка этого редкого инфекционного заболевания, зафиксированная в мире, изначально зародилась в Западной Африке.

«Институт здоровья Карлоса III добился стопроцентного секвенирования вируса: это позволяет подтвердить, что вариант этих случаев соответствует западноафриканскому, самому легкому из известных. <…> Впервые в Европе было достигнуто полное секвенирование этого вируса в образцах, взятых у 23 пациентов», — сообщили в Минздраве Испании.

Испанские образцы почти не отличаются от тех, что изучали специалисты из других стран, в частности Португалии, Бельгии, Германии и Соединенных Штатов Америки. По словам сотрудников Института здоровья Карлоса III, они выявили менее пяти одиночных нуклеотидных замен, отличавших этот геном от того, что секвенировали немецкие ученые.

Благодаря полной расшифровке генома вируса ученые проведут филогенетический анализ, который позволит прояснить связь между образцами из Испании и других стран, лучше понять поведение, происхождение и циркуляцию зооноза.

Оспа обезьян относится к роду Orthopoxvirus семейства Poxviridae (поксвирусы). Первые случаи заболевания среди животных — собственно, обезьян — зарегистрировали в 50-х годах ХХ века в Африке, а у людей его выявили спустя 20 лет в Демократической Республике Конго. С 2003 года завозные случаи регистрировали в США, Великобритании, Израиле и Сингапуре. Выделяют две линии вируса: центральноафриканскую кладу (или клада бассейна Конго) и западноафриканскую, к которой принадлежит наименее вирулентный патоген, распространяющийся сегодня по миру.

Подробнее о вспышке оспы обезьян Naked Science писал в недавнем материале. С тех пор число пациентов превысило 230 человек (около сотни случаев пока не подтверждены) как минимум в 20 странах, последней стала Финляндия. По мнению представителей Всемирной организации здравоохранения, это может быть лишь «верхушкой айсберга».

Тем не менее специалисты не видят причин начинать массовую вакцинацию, как и вводить запреты либо ограничения на поездки между государствами. Делать прививки выборочно — тем, кто контактировал с зараженным — начнут в канадской провинции Квебек и Дании; аналогичный вариант рассматривают в Великобритании и Франции.