На МКС вырастили фрагменты костной структуры — Naked Science
25.11.2019

На МКС вырастили фрагменты костной структуры

Космонавтам удалось вырастить в космосе образцы костной ткани из кальций-фосфатной керамики.

Российский космонавт Олег Кононенко, работающий с биопринтером "Орган.Авт" на МКС
Российский космонавт Олег Кононенко, работающий с биопринтером “Орган.Авт” на МКС

Российские космонавты, работающие на Международной космической станции, с помощью биопринтера «Орган.Авт» создали фрагменты искусственной костной структуры с тканями из кальций-фосфатной керамики, пишут «Известия».

Микроструктура синтетического материала для тканевой инженерии / © “Известия”, Институт металлургии и материаловедения РАН

«Мы используем биосовместимые материалы на основе кальций-фосфатной керамики, которые по своему составу практически идентичны неорганической составляющей настоящей кости: она состоит из схожего набора веществ. <…> Уникальные свойства разработки достигаются за счет самоорганизации материала при физиологических температурах», — объяснил в комментарии для издания руководитель Института металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова РАН Владимир Комлев.

Image result for «Орган.Авт»
Российский биопринтер “Орган.Авт” / © Bioprinting Solutions

Работа биопринтера «Орган.Авт», созданного лабораторией биотехнологических исследований 3D Bioprinting Solutions для выращивания тканей и органов, отличается от работы обычного 3D-принтера: он «печатает» не по слоям, а по принципу «лепки снежка», то есть объект создается со всех сторон одновременно.

«Космонавтам удалось сформировать из керамических частиц фрагмент костной ткани сфероидной формы. После чего фрагменты начали взаимодействовать друг с другом, образуя устойчивые химические связи. <…> Затем по поверхности сфероида равномерно распределили живые остеобразующие клетки, которые в дальнейшем сформировали тканеинженерную конструкцию», — рассказал Комлев.

Тканеинженерная конструкция из биосовместимой кальций-фосфатной керамики и остеобразующих клеток / © “Известия”, Институт металлургии и материаловедения РАН

Первая партия материала для исследования была отправлена на МКС в августе этого года, а в начале октября образцы, созданные на борту станции, вернулись на Землю. Сейчас с ними работают ученые.

«Впоследствии мы собираемся усложнить геометрию создаваемых изделий, для чего добавим к базовому воздействию принтера звуковое излучение, которое будет работать вместе с магнитными волнами. <…> Это позволит создавать трубчатые и ветвящиеся объекты, которые по своей форме будут соответствовать костям и сосудам человека», — отметил, в свою очередь, соучредитель компании 3D Bioprinting Solutions Юсеф Хесуани.

Как объясняют ученые, эксперимент по выращиванию тканей в космосе позволит однажды иметь возможность быстро создавать костную ткань — например, в экстренных ситуациях, когда один из космонавтов получит травму — и проводить операции прямо в невесомости.

В мае на МКС доставили биореактор, который производит пищу и кислород, а летом астронавты заявили о намерении выращивать на станции перец чили.