15 марта
12 107

Феромоны помогут остановить нашествие гигантских шершней из Азии

5.2

Биологи определили состав смеси летучих веществ, которыми самки гигантских шершней привлекают самцов, и теперь могут использовать ее для борьбы с этими инвазивными насекомыми.

Шершни V. mandarinia атакуют пчелиное гнездо
Шершни V. mandarinia атакуют пчелиное гнездо / ©Dong Shihao

Шершни Vespa mandarinia обитают на Дальнем Востоке и в Южной Азии, от Японии и Приморского края до Индии и Шри-Ланки. Это самые крупные шершни в мире, достигающие нескольких сантиметров в длину; их ядовитые укусы невероятно болезненны и даже могут быть смертельными. Но хуже другое: эти массивные насекомые разоряют пчелиные улья, попутно уничтожая их целыми семьями — попросту откусывая головы одну за другой.

Начиная с 2019 года такие шершни стали появляться в Северной Америке, нанося тяжелый вред местным пчелиным популяциям, не приспособленным к подобной угрозе так, как азиатские. Эта инвазия — появление и закрепление вида на новой территории — вызывает большую озабоченность специалистов, ведь работы по уничтожению каждого обнаруженного гнезда гигантских шершней крайне опасны. Однако авторы свежей статьи, опубликованной в журнале Current Biology, нашли новый инструмент борьбы с ними — их собственные феромоны.

Джеймс Нье (James Nieh) и команда ученых из Китая и США собрали самок и самцов азиатских шершней в провинции Юньнань. У маток вскрыли половые железы, извлекли из них секрет и проанализировали его состав с помощью газовой хроматографии. Среди ключевых летучих веществ этой смеси оказались капроновая, каприловая и каприновая кислоты — карбоновые кислоты длиной в 6-10 атомов углерода.

Такой коктейль хорошо показал себя в испытаниях, привлекая множество желающих спариваться самцов. По словам ученых, липкие ловушки собирали их тысячами, причем на других насекомых аромат никак не воздействовал. Это дает неплохие шансы на создание средства борьбы с гигантскими шершнями, которое будет эффективным и при этом безопасным для прочих животных и для людей.