• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28.01.2019
Редакция Naked Science
1 017

Биологи определили два пути к появлению акул-гигантов

Эволюционное развитие гигантских рыб может идти «путем мегалодона» или «путем китовой акулы» — через совершенствование терморегуляции или фильтрующего типа питания.

shark0
©Wikipedia / Автор: Ptolemocratia Acerronius

На протяжении исключительно долгой эволюционной истории пластиножаберных хрящевых рыб — акул и скатов — они многократно порождали гигантские формы. Большинство из них, включая мегалодонов, достигавших длины 15 метров и массы 30-40 тонн, давно вымерли. Другие — как, например, китовые (до 20 тонн) — живы до сих пор. Каталина Пименто (Catalina Pimiento) из британского Университета в Суонси и ее коллеги из Европы и США рассмотрели пути, которыми раз за разом развивался этот акулий гигантизм.

 

В своей статье, опубликованной в журнале Evolution, они указывают, что, в отличие от тех же древних мегалодонов, современные китовые акулы не охотятся, а используют фильтрующий тип питания. Проанализировав данные по 459 видам рыб, ученые пришли к выводу, что для них открыты два эволюционных пути к росту до гигантских размеров. Один заключается в совершенствовании средств поддержания температуры тела (мезотермии) — условно «путь мегалодона»; другой — в развитии фильтрующего аппарата, «путь китовой акулы».

 

На больших масштабах времени первый путь выглядит менее надежным. С одной стороны, сравнительно высокая температура тела и быстрый метаболизм делают рыбу более опасным хищником и позволяют увеличивать размеры тела, охотясь за все более скоростной и крупной добычей. С другой же, такой подход ставит гигантскую акулу в зависимость от этой добычи, которая легко подвержена вымиранию при периодических изменениях климата. Это, видимо, погубило когда-то и мегалодонов.

 

Другой путь — развитие фильтрующего типа питания — кажется куда менее рискованным. Он позволяет употреблять в пищу чрезвычайно широкую «номенклатуру» морского планктона (и даже водоросли), обеспечивая надежную базу для роста на протяжении многих поколений. Впрочем, авторы отмечают, что в наши дни и такие акулы-великаны оказались под угрозой. Фильтруя огромные объемы морской воды, они неизбежно накапливают большие количества пластиковых микрочастиц, которыми сегодня загрязнен океан и которые в конце концов могут оказаться для этих гигантов смертельными.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
22 мая
ПНИПУ

Специалисты Пермского Политеха представили уникальную разработку в области силовых установок — импульснотурбинный двигатель, который может изменить будущее беспилотных летательных аппаратов. Это гибридная конструкция, которая сочетает лучшие черты поршневых и турбинных технологий, и на 5-10% эффективнее по сравнению с традиционными аналогами.

22 мая
Елизавета Александрова

Ученые экспериментально выяснили, как обнаружить на спутнике Юпитера Европе следы недавнего выхода воды на его покрытую льдом поверхность: после быстрого замерзания в этой воде должен прослеживаться минерал, который на Земле встречается в соленых озерах.

22 мая
Юлия Трепалина

Арахнофобия, или страх перед пауками, — одна из самых распространенных фобий. Люди боятся и испытывают неприязнь к этим членистоногим по множеству причин, в том числе из-за характерной внешности и возможности ядовитых укусов. Но токсичность пауков от вида к виду сильно разнится: если одни могут вызвать серьезные последствия, другие для человека неопасны. Недавно ученые постарались выяснить, с чем это связано.

18 мая
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

22 мая
ПНИПУ

Специалисты Пермского Политеха представили уникальную разработку в области силовых установок — импульснотурбинный двигатель, который может изменить будущее беспилотных летательных аппаратов. Это гибридная конструкция, которая сочетает лучшие черты поршневых и турбинных технологий, и на 5-10% эффективнее по сравнению с традиционными аналогами.

22 мая
ФизТех

Исследователи МФТИ установили, что высокометастатические клетки после нескольких циклов миграции в стесненном пространстве, имитирующем поры соединительной ткани, окружающей опухоль, приобретают устойчивость к химиотерапии. Результаты исследования впервые показали, что клетки тройного негативного рака молочной железы после нескольких циклов такого проникновения увеличивали свою агрессивность и устойчивость к лекарствам.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно