5 июля
Анна Новиковская
14 266

Глобальное потепление угрожает существованию крупнейшего сухопутного животного Антарктиды

3.5

Изменения климата — серьезное испытание для множества животных, и, как показывают последние исследования, они могут нанести ущерб даже самым выносливым видам на нашей планете. За десятки миллионов лет приспособившись каждую зиму вмерзать в лед, теперь антарктический бескрылый комар позже впадает в спячку и ему стоит большего труда из нее выйти.

Антарктический бескрылый комар — единственное истинно сухопутное животное Антарктиды / © ru.wikipedia.com

Бескрылый комар-звонец Belgica antarctica, живущий на Антарктическом полуострове и прилегающих островах, — пожалуй, самое выносливое насекомое в мире. Есть всего два вида животных, круглый год обитающих на континентальной Антарктиде, и комар один из этих двоих (второй вид — антарктический непаразитический клещ). Будучи меньше сантиметра от головы до кончика брюшка, это крохотное существо живет на берегах мелких водоемов и в гнездах морских птиц, где его прожорливые личинки питаются растениями и гниющей органикой.

Жизненный цикл Belgica antarctica длится всего около года: взрослые насекомые, не способные питаться, умирают с приходом зимы, так что под слоем снега перезимовывают только личинки и куколки. Чтобы кристаллы льда не повредили изнутри их хрупкие тела, насекомые используют хитрую тактику: медленно высыхают, после чего наступающие морозы сковывают их до следующей весны, позволяя сохранить запасы энергии для нового цикла.

Однако теперь вся эта монотонная, но выверенная до градуса Цельсия система может рухнуть из-за становящихся все более теплыми антарктических зим. Каждое десятилетие температура на Антарктическом полуострове повышается на полградуса: в результате комары, спрятавшиеся в зарослях мха под снегом, позже впадают в спячку, дольше остаются активными и теряют больше энергии.

Чтобы точно оценить влияние глобального потепления на Belgica antarctica, исследователи собрали нескольких насекомых на антарктическом острове Анверс и переправили их в лабораторию в США, где животные провели зимнюю спячку в контролируемых температурных условиях. После этого насекомых разморозили и проверили на внутренние повреждения и сохранившиеся запасы углеводов, жиров и белков в организме.

Оказалось, даже небольшая разница в температурном режиме серьезно влияла на выживаемость личинок и куколок: если после зимовки при минус пяти градусах благополучно ожило около половины насекомых, то более теплая «зима» в минус один градус оставила в живых только треть животных. Также различались сохранившиеся запасы энергии, которые имеют ключевое значение для успешного размножения: у «теплых» личинок, потративших больше питательных веществ за зиму, было меньше шансов оставить здоровое потомство.

Если температура на планете продолжит расти, экспериментальные результаты ученых могут стать реальностью: в зависимости от скорости и величины роста это рискует обернуться как серьезной неприятностью, так и решающим ударом по популяции Belgica antarctica. Возможно, если климат будет меняться более плавно, насекомые смогут адаптироваться к изменившимся условиям — например, компенсируя зимние потери запасами, что сумеют накопить удлинившимся полярным летом.

Исследование опубликовано в журнале Functional Ecology.