13.11.2018
Редакция Naked Science

Анализ ДНК рассказал об эволюции самых странных обезьян в истории

Эти приматы лазали по деревьям, но обладали такими задними конечностями, которые обычно присущи грызунам.

Исследователи из Музея естествознания в Лондоне и Американского музея естественной истории в Нью-Йорке объединились, чтобы раскрыть тайну происхождения самого необычного вида обезьян — ксенотрикс (Xenothrix). Их исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, показало, что те произошли от рода прыгунов.

Ксенотрикс — вымерший вид обезьян, обитавших на островах Карибского бассейна. Впервые их останки обнаружили в 1920 году. На тот момент ученые остерегались относить кости к какому-либо виду, потому что они выглядели крайне необычно. С одной стороны, они напоминали кости приматов, с другой — задние конечности слишком походили на лапы грызунов. До сегодня биологи имели скудные данные об эволюции этих существ, но обнаруженные образцы ДНК изменили ситуацию и раскрыли тайну.

По словам профессора Яна Барнса (Ian Barnes) из Музея естествознания, извлечение ДНК из останков вымерших животных стало обычным делом для современной науки, но с образцами, полученными из мест с тропическим климатом, все гораздо сложнее. Температура и влажность быстрее способствуют уничтожению материала. Тем не менее ученым повезло — и они получили ДНК ксенотрикса.

О подробностях работы рассказал Росс Макфи (Ross MacPhee) — сотрудник Американского музея естественной истории:

«Древняя ДНК указывает на то, что ямайские обезьяны — всего-навсего ветвь рода прыгунов, которая из-за новых условий среды приобрела необычные морфологические признаки. Это не какое-то совершенно новое ответвление приматов. Эволюция способна создавать удивительные формы на островах, приводя к появлению миниатюрных слонов или гигантских птиц. Такие примеры явно опровергают старое клише, что анатомия — это судьба».

Прыгун (Callicebus) / ©Ishaan Raghunandan

Более подробный анализ показал, что эти приматы прибыли на Ямайку из Южной Америки 11 миллионов лет назад. Исследователи полагают, что они приплыли на естественных плотах, смытых бурными потоками рек. Точно так же, к примеру, на Карибских островах оказались хутиевые (семейство грызунов).

Ранее группа ученых из Лейпцигского университета, Института эволюционной антропологии им. Макса Планка в Мюнхене и Университета Дарема одной из первых провела исследование, посвященное сигнальной функции социального запаха у человекообразных больших обезьян. Оказалось, что шимпанзе различают незнакомцев и членов семьи по запаху.