23 января
Мария Осетрова
3 544

Активность генов в мозге связали с разницей в поведении самцов и самок

5.4

Стэнфордские ученые обнаружили тысячи генов с разным уровнем активности в мозге самцов и самок мышей, а также более шестисот генов, меняющих свою активность на разных стадиях репродуктивного цикла самок. Исследователи предполагают, что аналогичные отличия могут присутствовать и в мозге мужчин и женщин.

© num1923 / Flickr

Типичное для пола социальное поведение самок и самцов одного вида необходима для его выживания и оттачивалось эволюцией на протяжении миллионов лет. Поэтому ключевые реакции «встроены» в мозг животных на генетическом уровне. Например, самцы мышей умеют очень быстро определять пол другой особи и инициировать либо спаривание — при встрече с самкой, либо драку — в случае вторжения другого самца на их территорию. Для самок, напротив, территориальная агрессия менее характерна, однако они готовы любой ценой защищать своих детенышей.

В новой работе ученые из Стэнфордского университета в США решили исследовать, как активность генов в клетках мозга влияет на типичное для пола поведение на примере мышей. Они сосредоточили свое внимание на популяции нейронов, чувствительных к половым гормонам, взятых из четырех различных структур мозга, вовлеченных в половое поведение. В каждой из них они определяли уровень экспресии генов и искали статистически значимые различия между полами. В результате ученые идентифицировали 1415 генов со значимой разницей в уровне экспресии между полами или эстральными состояниями — фазами эстрального цикла, то есть совокупности регулярно повторяющихся изменений половой системы у самок млекопитающих.

Интересно, что некоторые из обнаруженных генов с разным уровнем активности ассоциированы с риском развития заболеваний мозга, которые более характерны для одного из полов: например, расстройства аутистического спектра в четыре раза чаще встречаются у мужчин, а болезнь Альцгеймера и рассеянный склероз чаще поражают женщин. Авторы статьи предполагают, что деструктивный эффект мутации в определенном гене зависит от его уровня активности: мутация доставит больше проблем тому полу, у которого этот ген очень активен, нежели противоположному, у которого этот ген почти не экспрессируется. Кроме того, частота мигреней, эпилептических припадков и психических расстройств может варьироваться в течение менструального цикла, и результаты новой работы могут помочь обнаружить биологическую основу этих изменений.

Хотя мыши эволюционно довольно далеки от людей, изученные структуры мозга характерны для мозга всех млекопитающих, так что исследователи предполагают наличие аналогичных различий в мозге мужчин и женщин.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Cell.