05.05.2021
3 446

Зонд Parker зарегистрировал радиосигналы венерианской атмосферы

4.6

Измерения, проведенные во время одного из сближений Parker с Венерой, позволили оценить плотность ее ионосферы и показали, что она меняется, следуя за изменениями активности Солнца.

©Steve Gribben, Johns Hopkins APL, NASA

Солнечный зонд NASA Parker движется вокруг Солнца по сложной, сильной вытянутой орбите, то сближаясь с его атмосферой, то уходя за пределы орбит Меркурия и Венеры. В июле 2020 года он сходился с Венерой особенно близко, пройдя всего в 800 километрах над ее поверхностью и получив уникальные снимки планеты. В то же время бортовые антенны зарегистрировали радиосигнал, исходящий из венерианской ионосферы. Об этом рассказывается в статье, опубликованной в журнале Geophysical Research Letters.

Вспомним, что Венера известна кошмарным климатом: температура там достигает 400 °С, давление вдесятеро выше нашего, атмосфера полна токсичными соединениями с невероятно сильными ветрами и ураганами. Венера — жертва мощного парникового эффекта, который уничтожил какие-либо шансы на обитаемость планеты. По одной из гипотез, причиной могло стать почти полное отсутствие глобального магнитного поля. Лишенная такой защиты атмосфера быстро растеряла воду и другие летучие вещества под ударами частиц солнечного ветра.

Теоретически эта утечка должна быть заметна и сегодня, особенно в периоды высокой активности Солнца. Однако наблюдения, проведенные с Земли, ничего подобного не обнаружили. Чтобы проверить это, Глин Коллинсон (Glyn Collinson) из Центра космических полетов NASA имени Годдарда и его коллеги проанализировали данные, собранные почти год назад — во время третьего сближения Parker с Венерой.

©NASA Goddard

Зонд прошел над ней всего в 833 километрах и на несколько минут включил бортовой инструмент FIELDS, способный регистрировать радиоволны в широком диапазоне частот. Датчик показал, что на это время Parker вошел в верхние слои атмосферы и уловил низкочастотные радиосигналы, характерные для ионосферы — слоя, сильно ионизированного космическими лучами. Это позволило рассчитать плотность ионосферной плазмы, после чего ученые сравнили ее с аналогичными данными, полученными зондом Pioneer в 1992 году.

В то время Солнце находилось почти на максимуме своего 11-летнего цикла активности, тогда как летом 2020-го проходило через долгий минимум, который не завершился и сегодня. Действительно, измерения показали, что в прошлом году слой ионосферы Венеры оказался на порядок более разреженным, чем в 1992-м: она меняется под влиянием солнечной активности. В периоды максимумов ионосфера планеты становится плотнее, а во время минимумов делается разреженной.