Ученые предположили существование облаков Оорта у других звезд - Naked ScienceNaked Science
12.11.2018, 15:02
Naked Science

Ученые предположили существование облаков Оорта у других звезд

Согласно гипотезе, Солнечная система окружена плотной сферой из ледяных обломков, известной как облако Оорта. У других звездных систем могут быть похожие ледяные резервуары.

2891042375c0cb257535ec3ad8d9350e1

Астроном Эрик Бакстер из Пенсильванского университета и его коллеги искали признаки присутствия таких экзооблаков Оорта на картах реликтового излучения — холодного космического излучения, оставленного первым светом, появившимся после Большого взрыва, примерно 13,8 миллиарда лет назад. Еще не было обнаружено ни одного экзооблака Оорта, но в статье, опубликованной в журнале Astronomical Journal, команда утверждает, что их техника многообещающая. Обнаружение этих сфер стало бы полезным в понимании того, как другие системы — и, возможно, даже наша — формировались и развивались.

Считается, что облако Оорта представляет собой планетное кладбище, простирающееся на расстояния от тысячи до 100 тысяч астрономических единиц. Ученые предполагают, что этот резервуар триллионов ледяных объектов появился на ранних этапах формирования Солнечной системы, когда планеты-гиганты выбрасывали более мелкие объекты за ее пределы. Время от времени один из этих обледенелых останков снова движется к Солнцу и принимает вид кометы.

Однако облако Оорта сложно наблюдать изнутри. Несмотря на множество обстоятельственных доказательств его существования, никто его не видел.

Формальгаут на снимке космического телескопа «Планк» на частоте 857 ГГц / © Eric Baxter/University of Pennsylvania

Бакстер и его коллеги предположили, что экзооблака Оорта будет проще увидеть. Объекты в таких сферах не будут отражать достаточно света для прямого наблюдения, но они будут поглощать звездный свет и отражать его обратно в космос в виде тепла. В случае облака Оорта вокруг Солнца его тепловой сигнал будет равномерно «размазан» по небу с точки зрения Земли. Но тепло экзооблака будет ограничено небольшим регионом вокруг его звезды.

Ученые рассчитали, что примерная температура экзооблака Оорта — около минус 265°C, или 10 K. Это соответствует диапазону температур в экспериментах, регистрирующих реликтовое излучение, температура которого — около 3 K.

Команда использовала данные с карт реликтового излучения аппарата «Планк» для поиска областей в небе с нужной температурой. Затем исследователи сравнили результаты со сверхточной звездной картой космического телескопа Gaia, чтобы понять, находятся ли эти области вокруг звезд.

Несмотря на то что астрономы обнаружили некоторые интригующие сигналы вокруг нескольких ярких звезд поблизости, данных было недостаточно для полной победы.

«Мы не можем точно утверждать, исходят они от облака Оорта или нет», — говорит Бакстер.

Другие эксперименты, изучающие реликтовое излучение в высоком разрешении, — вроде телескопа на Южном полюсе и Атакамского космологического телескопа — могут выяснить, являются ли эти намеки на экзооблака Оорта реальными.