Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
21 июня
Дарья Губина
30 084

В древней Вселенной нашли огромное скопление галактик

4.3

Астрономы изучили группу галактик, расположенную на расстоянии более 12 миллиардов световых лет от нас. Скопление примечательно тем, что находится на малоизученном промежуточном этапе формирования.

Снимок древнего и массивного протоскопления галактик SPT2349-56 (в условном цвете) / ©NASA/ESA/Herschel; Miller et al.

О крупном протоскоплении SPT2349−56 ученые знают не первый год. В нем расположена одна из самых активных зон формирования звезд, но точнее оценить общую звездную массу всей системы не удавалось из-за слишком тусклого света. Без этих данных невозможно было сказать, стало ли активное звездообразование результатом благоприятных условий или прямым следствием массивности всей системы.

Авторы нового исследования провели наблюдения в глубоком оптическом и инфракрасном диапазонах, аналитически повысили точность данных, выявили новые галактики, определили их массу и с помощью компьютерного моделирования подтвердили, что сверхскопление находится на малоизученном этапе формирования. Научная статья об открытии вышла в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Скопления галактик — узлы «космической паутины», крупномасштабной структуры нашей Вселенной. Друг с другом эти узлы «связаны» галактическими нитями, а между ними простираются относительно пустые пространства. Известно, что эти скопления образовались из-за небольших перепадов в плотности первичной материи Вселенной, которые мы видим в реликтовом излучении.

Реликтовое излучение хорошо изучено, как и образовавшиеся со временем крупные скопления галактик, ведь это фундаментальные «кирпичики» Вселенной. Но ученым по-прежнему не хватает данных наблюдений, чтобы построить точные компьютерные модели того, как из перепадов плотности получились такие массивные структуры.

«Современные» скопления галактик хорошо видно, поскольку в процессе формирования их межгалактический газ нагрелся и теперь светится в рентгеновском диапазоне. Но на расстояниях от десяти миллиардов световых лет (при красном смещении больше 2) излучение становится почти неразличимым, поэтому древние объекты ищут через составление карт неба в инфракрасном и субмиллиметровом диапазонах.

В последние годы стал популярен метод, который разрабатывали для изучения реликтового излучения. Он подразумевает масштабные сканирования неба в субмиллиметровом и миллиметровом диапазонах с точностью до нескольких аркминут. Так нашли многих кандидатов для дальнейшего изучения, в том числе SPT2349-56.

Реликтовое излучение
Карта реликтового излучения по данным космической обсерватории “Планк”. Красная полоса в центре – засветка от Млечного пути, диска нашей галактики / ©Wikimedia Commons

За прошедшие годы астрономы многое узнали об этом объекте, но новейшие наблюдения с помощью Hubble и инфракрасной камеры телескопа Spitzer позволили значительно повысить точность данных и выявить в нем новые галактики.

Теперь известно, что протоскопление SPT2349-56 насчитывает более 30 субмиллиметровых галактик, то есть галактик в процессе слияния с высокими темпами звездообразования. И еще несколько десятков малоразличимых галактик (LBG– и LAE-галактик). Анализ межзвездного газа показал, что галактики находятся на последних этапах формирования звезд. И прогноз их дальнешего развития совпадает с данными наблюдений за более близкими к нам скоплениями.

В общем, SPT2349-56 — действительно протоскопление галактик на малоизученном промежуточном этапе эволюции таких объектов. Скорость звездообразования в нем превышает 10 тысяч солнечных масс в год. Мы видим его таким, каким оно было, когда Вселенной насчитывалось всего несколько миллиардов лет. Галактики там моложе нашего Млечного Пути.

Хотя объект выбрали для дальнейшего изучения из-за яркости, составляющие его галактики сами по себе обычные — не слишком яркие и массивные. Единственным исключением оказалась C6, которая находится в центре слияния 20 галактик и, по расчетам, станет ярчайшей галактикой скопления. Точнее, стала, но свет этих событий долетит до нас через сотни миллионов лет. Главный вывод исследования состоит в том, что звездообразование протекает там так же, как в более изученных и близких нам скоплениях.