Слияния галактик оказались не так важны для рождения звезд — Naked Science
21.10.2019

Слияния галактик оказались не так важны для рождения звезд

Используя снимки 200 тысяч далеких объектов, астрономы оценили воздействие слияний галактик на звездообразование.

Система Arp 87 — слияние галактик NGC 3808A и NGC 3808В — на снимке космического телескопа Hubble / ©NASA, ESA, Hubble Heritage Team

Вселенная включает сотни миллиардов галактик, и каждая из них может содержать до сотен миллиардов звезд. Вопрос о том, как и когда в космосе появилось такое гигантское число светил, остается одним из самых важных в астрономии. По одной из гипотез, определенную роль в этом играют слияния галактик, которые приводят к возникновению плотных «ударных волн» газа. Такие движения вещества вызывают недолгие периоды усиленного звездообразования. С другой стороны, существуют версии и о том, что подобные турбулентности способны, наоборот, затормозить рождение новых звезд.

Проверить эти гипотезы удалось Флорис Ван дер Так (Floris van der Tak) и ее коллегам из Нидерландского института космических исследований (SRON). Для этого астрономы воспользовались данными сразу нескольких обзоров (SDSS, KiDS и CANDELS), включающих снимки более чем 200 тысяч далеких галактик. Обработка такого большого объема данных потребовала разработки новых алгоритмов с элементами машинного обучения, которые помогли идентифицировать сливающиеся галактики. Об этом ученые сообщают в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

Авторы оценили темпы рождения новых звезд у разных галактик, а затем посмотрели, как они различаются у «одиноких» галактик и тех, что проходят период слияния. Оказалось, в большинстве случаев слияния галактик имеют весьма слабое влияние на скорость звездообразования: замеченные изменения не превышают порядка 0,1. Однако определенную роль они должны играть: ученые отмечают, что среди галактик с усиленным звездообразованием количество переживающих слияние увеличено.

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.