23.07.2020
4 872

Получен снимок пары планет у далекой звезды

5.7

«Звездный коронограф» позволил получить прямое изображение планет в системе TYC 8998-760-1, в 300 световых годах от нас.

©ESO, Bohn et al.

Астрономы получили прямое изображение нескольких планет у далекой звезды. Расположенный в Чили европейский телескоп VLT заснял и саму TYC 8998-760-1, находящуюся в 300 световых годах, и пару ее газовых гигантов. Мэтью Кенуорти (Matthew Kenworthy) и его коллеги сообщают об этом в статье, опубликованной в The Astrophysical Journal Letters. Коротко о работе рассказывается в пресс-релизе Европейской южной обсерватории (ESO).

Отмечается, что тысячи известных на сегодня экзопланет найдены с помощью косвенных методов — по их влиянию на свет или положение материнской звезды. Лишь немногие планеты, благодаря удачному стечению обстоятельств, удается увидеть напрямую, а для целой системы это настоящая редкость. Можно вспомнить разве что четыре планеты звезды HR 8799 и формирующиеся тела в газопылевом диске у звезды PDS 70.

Планеты помечены стрелками. Яркие точки возле центральной TYC 8998-760-1 — это другие звезды, попавшие «в кадр» / ©ESO, Bohn et al., 2020

Для новой работы на телескопе VLT был использован специальный инструмент SPHERE, который действует словно коронограф, экранирующий свет расположенного в центре поля зрения Солнца, только в этом случае он закрывал лишнее излучение самой звезды TYC 8998-760-1, позволив рассмотреть соседние тусклые объекты.

Сама по себе TYC 8998-760-1 исключительно молода: возраст ее оценивается всего в 17 миллионов лет. В ее системе известны две экзопланеты — крупные газовые гиганты, находящиеся на очень далеких орбитах. Одна — на расстоянии в 160 раз большем, чем Земля от Солнца, другая — в 320 раз (для сравнения, Юпитер находится впятеро дальше от Солнца, чем мы). Обе планеты весьма массивны: в 14 и шесть раз тяжелее Юпитера соответственно.