24.10.2021
8 491

Астрономы сфотографировали одну из самых молодых планет

4.4

Ученые получили снимок планеты 2M0437b, которая сформировалась не более пяти миллионов лет назад и до сих пор остается чрезвычайно горячей.

Планета 2M0437
Планета 2M0437. Снимок был сделан телескопом «Субару» обсерватории Мауна-Кеа на одноименном вулкане, Гавайи

Коллектив ученых, возглавляемый Гавайским университетом в Маноа (США), сообщил об открытии одной из самых молодых планет за историю наблюдений. Небесное тело назвали 2M0437b, оно в три-пять раз массивнее крупнейшей планеты Солнечной системы — Юпитера. Отчет об этом опубликован в Monthly Notices Королевского астрономического общества.

Планету, вращающуюся вокруг молодой родительской звезды 2M0437, еще три года назад заметили в Облаке Тельца — известном «звездном питомнике», где расположены сотни новообразованных звезд — благодаря телескопу «Субару» японской Национальной астрономической обсерватории. С тех пор ее продолжали подробно изучать с помощью других аппаратов в обсерватории Мауна-Кеа, находящейся на одноименном вулкане на Гавайях.

По словам ученых, 2M0437b сформировалась примерно два-пять миллионов лет назад (напомним, возраст нашей Земли — около 4,5 миллиарда лет) и все еще остается чрезвычайно горячей, около 1400-1500 кельвинов — словно «лава, извергающаяся из вулкана Килауэа». Планета имеет очень вытянутую орбиту и располагается в 100 раз дальше от своей звезды, чем Земля от Солнца.

Открытие 2M0437b особенно важно, поскольку из-за возраста она предоставляет астрономам возможность наблюдать за ней на протяжении многих лет и узнать больше о том, как планеты стареют. «Случайное открытие пополнило элитный список планет, за которыми мы можем наблюдать напрямую при помощи наших телескопов», — добавил Эрик Гайдос, профессор кафедры наук о Земле Гавайского университета в Маноа и ведущий автор исследования.