17.03.2020
46 128

Новые наблюдения подтвердили усиление активности сверхмассивной черной дыры в центре нашей Галактики

Начиная с 2014 года окрестности сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути испускают все больше мощных вспышек, но что именно там происходит, пока не понятно.

Одна из необычайно ярких вспышек Стрельца А* на снимке космической рентгеновской обсерватории Chandra / ©NASA, CXC, Stanford University, Zhuravleva et al. / Автор: Михаил Григорьев

Стрелец А* — сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути — не отличается особенной активностью в сравнении с аналогичными объектами в центрах многих других галактик. Однако в последние годы бурные, интенсивно излучающие окрестности Стрельца А* как будто набирают силу. Материя, падающая в недра черной дыры, время от времени выбрасывает мощные вспышки, и со временем они становятся все ярче. Об этом рассказывает новая статья, принятая к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics и представленная в онлайн-библиотеке препринтов ArXiv.org.

Астрофизик из Льежского университета Энмануэль Массо (Enmanuelle Mossoux) и его коллеги из Бельгии и Франции следят за активностью Стрельца А* на протяжении многих лет. В 2017-м они опубликовали результаты анализа рентгеновского излучения черной дыры, собранные в 1999-2015 годах космическими телескопами XMM-Newton, Chandra и Swift. За этот период они зарегистрировали в общей сложности 107 вспышек, интенсивность которых с 2014 года стала нарастать.

Новая работа Массо и его соавторов прослеживает эту тенденцию дальше. Теперь они оценили данные, полученные теми же инструментами между 2016 и 2018 годами, когда было зарегистрировано еще 14 рентгеновских вспышек Стрельца А*. Их анализ показал, что число и интенсивность самых слабых вспышек за это время не изменились, зато самые яркие стали мощнее и чаще. Это нарастание активности обнаруживается и в ближнем инфракрасном диапазоне.

Авторы провели предварительный анализ и данных за 2019 год. По их словам, наблюдения телескопа Swift зарегистрировали целых четыре ярких вспышки — небывалое количество за такой период. Данные XMM Newton и Chandra за 2019 год еще готовятся к публикации, и они позволят уточнить происходящее возле Стрельца А. «Начиная с 2014-го активность Стрельца А растет на нескольких длинах волн, — резюмируют астрономы. — Дополнительные наблюдения позволят подтвердить эту беспрецедентную активность сверхмассивной черной дыры и выяснить ее источник».