Марс может оказаться геологически активен

Марс может оказаться геологически активен

Жидкая вода, найденная под поверхностью Марса, может указывать на продолжение вулканической деятельности и течения магмы в недрах Красной планеты.

mars0

Сегодня, после долгих лет поисков и исследований, мы можем с достаточной уверенностью сказать, что на молодом Марсе было немало жидкой воды и небольшая ее часть сохранилась до сих пор, в том числе неглубоко под поверхностью Красной планеты. Так, в прошлом году свидетельства присутствия воды были замечены под плато Австралии в окрестностях Южного полюса Марса. Однако в связи с этим возникает новая загадка: как именно подогревается эта жидкая влага?

Подповерхностное озеро, обнаруженное зондом Mars Express поблизости от южной полярной шапки, скрыто полуторакилометровым слоем льда и тянется в длину на 20 километров. Вода его сильно засолена соединениями натрия, магния и кальция, которые существенно понижают точку ее кипения. Тем не менее этого недостаточно, чтобы озеро оставалось жидким. Статья, опубликованная в журнале Geophysical Research Letters, предполагает, что дополнительную тепловую энергию на поверхность Марса приносит вулканизм.

Вообще, принято считать, что вулканическая активность Красной планеты затихла еще где-то 2,5 миллиарда лет назад. Однако, судя по новым данным, она могла сохраняться вплоть до недавнего времени — а возможно, продолжается и сегодня. Авторы работы — Али Брэмсон (Ali Bramson) и Майкл Сори (Michael Sori) из Аризонского университета — показали, что подледное озеро на плато Австралии может сохранять тепло вулканов, которые действовали около 300 тысяч лет назад, наполняя горячей магмой расположенный еще ниже — на глубине порядка 10 километров — резервуар.

Схема локального нагрева поверхности Марса в районе Южного полюса — под действием местного магматического очага диаметром D на глубине H / ©AGU, GRL, Sori and Bramson

Разумеется, такие рассуждения пока слишком спекулятивны. Однако если Брэмсон и Сори правы, то процесс активного формирования подповерхностных магматических очагов может продолжаться на Марсе до сих пор. А это, в свою очередь, может означать, что не только плато Австралии, но и другие регионы Красной планеты способны сохранять глубинные озера воды.

«Думаем, если на Марсе есть жизнь, то, скорее всего, она скрывается под грунтом, который защищает ее от космической радиации, — добавляет Брэмсон. — А если при этом продолжаются и магматические процессы, <…> они могут создать еще более благоприятные условия для существования подповерхностной воды и, возможно, жизни».

Компания AVX Aircraft, представившая ранее проект скоростного вертолета для программы FARA, будет и дальше участвовать в программе FLRAA. Последняя призвана найти замену для UH-60 Black Hawk.