А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
06.02.2020
15 055

Количество быстрых радиовсплесков может быть намного большим, чем предполагали ранее

5.1

Используя различные способы наблюдений, ученые выявили практически незаметные быстрые радиовсплески. Это порождает еще больше вопросов об их природе и значительно увеличивает возможное количество.

Элементы ASKAP, 2010 год
Элементы ASKAP, 2010 год / ©wikipedia

Быстрые радиовсплески, или FRB (Fast Radio Bursts), представляют собой единичные радиоимпульсы, длительность которых достигает нескольких миллисекунд. При этом энергия FRB эквивалентна выбросу в космическое пространство количества энергии, которое испускает наше светило в течение нескольких десятков тысяч лет.

Несмотря на то что с 2007 года (тогда был обнаружен первый быстрый радиовсплеск) ученые зафиксировали десятки таких «сигналов», их природа до сих пор остается неизвестной.

Ответить на волнующие научное сообщество вопросы попытались специалисты из Технологического университета Суинберна в Австралии. Астрономы хотели решить одну из главных загадок, а именно — повторяемость FRB. Сначала эксперты анализировали 20 быстрых радиовсплесков при помощи ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder) — радиоинтерферометра в обсерватории Мерчисон, расположенной на западе Австралии. Этот комплекс состоит из 36 антенн диаметром 12 метров каждая.

Однако ученых ждало разочарование: повторов обнаружить не удалось. «За 12 тысяч часов мы не нашли ни одного! Однако возможно ли, что повторы были слишком слабыми для того, чтобы ASKAP мог их найти?» — говорит астроном Правир Кумар (Pravir Kumar) из Технологического университета Суинберна.

В центре внимания экспертов оказался особо яркий одиночный всплеск, названный FRB 171019. Астрономы начали наблюдать за ним при помощи американского радиотелескопа Грин-Бэнк и радиотелескопа австралийской Обсерватории Паркса. Последняя ничего не выявила, однако Грин-Бэнк обнаружил два слабых сигнала. «Когда я впервые увидел сигнал FRB на экране своего компьютера, я просто не мог в это поверить, — говорит Кумар. — Это был действительно очень волнующий момент!»

Повторные сигналы FRB 171019 оказались примерно в 590 раз слабее, чем всплеск, обнаруженный ASKAP первоначально. Это самая большая разница в выбросе энергии, выявленная у FRB.

Полученные результаты не только увеличивают номинальное число известных повторяющихся быстрых радиосигналов, но и намекают на то, что некоторые из множества других обнаруженных одиночных FRB могли вспыхивать неоднократно, просто методы наблюдения не позволяли это зафиксировать. К сожалению, новые выводы пока не дают возможности ответить на вопрос о происхождении FRB.

Ранее, напомним, астрономы заявили об обнаружении источника одного из повторяющихся Fast Radio Bursts. А в 2018 году стало известно, что искусственный интеллект выявил 72 новых быстрых радиоимпульса.