Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В США нашли древнейшие следы наземного транспорта
На территории американского национального парка Уайт-Сандс ученые обнаружили борозды, которые пересекались с отпечатками ног людей, возрастом около 22 тысяч лет. Предположительно, борозды могли оставить древние волокуши — примитивные транспортные устройства для перевозки грузов. Это открытие, скорее всего, станет древнейшим свидетельством использования наземного транспорта в истории человечества.
Тысячи лет назад на территории современного парка Уайт-Сандс в штате Нью-Мексико находилось дно древнего озера Отеро. После его высыхания остались гипсовые отложения, сохранившие следы животных и людей, которые жили ближе к концу последнего ледникового периода (закончился около 12 тысяч лет назад).
Одной из загадок археологии долгое время оставались транспортные технологии древних людей, населявших Северную Америку. Исторические и этнографические данные указывали, что многие коренные народы использовали волокуши — простые конструкции из длинных жердей, соединенные между собой деревянной поперечиной. Они предназначались для перевозки грузов, а тянули их люди или животные. Однако дерево быстро разрушается, и прямых доказательств их применения в глубокой древности до сих пор не находили.
В 2019 году команда британских исследователей под руководством Мэтью Беннетта (Matthew Bennett) из Борнмутского университета нашла на территории парка длинные узкие следы, напоминающие борозды, оставленные примитивными конструкциями. Причем рядом были отпечатки ног людей.
Беннетт и его коллеги провели серию раскопок. На некоторых участках обнаружили одиночные линии — вероятно, от треугольных конструкций, которые тянули одной рукой. В других местах видны параллельные друг другу борозды: возможно, древние изобретатели скрестили жерди в форме X для устойчивости. В обоих случаях следы пересекались с отпечатками босых ног, оставленными теми, кто тащил груз.
Сравнив эти борозды с экспериментальными реконструкциями, исследователи пришли к выводу, что их оставили волокуши — первые «грузовики» каменного века.
Интересно, что рядом с основными дорожками часто идут параллельные цепочки маленьких следов. Ученые предположили, что они принадлежали детям, которые помогали взрослым переносить грузы или шли рядом для страховки. В отличие от более поздних культур, жители Уайт-Сэндс не использовали животных — все волокуши двигали исключительно мускульной силой (рядом не нашли следов животных).

Датировка отложений методом оптического стимулирования люминесценции (ОСЛ-датирование) подтвердила возраст следов — 21-23 тысячи лет. Если это действительно так, найденные борозды станут древнейшим свидетельством использования транспорта — на тысячи лет раньше, чем считалось. Это меняет представления о миграциях и быте людей ледникового периода: они не просто носили грузы на себе, но и создавали технологии для их перевозки.
Открытие команды Беннетта бросает вызов традиционной теории заселения Северной и Южной Америки. Ранее считалось, что люди проникли на континент лишь около 16 000 лет назад, когда началось таяние ледникового щита на Аляске. Однако находки в Уайт-Сэндс и другие недавние открытия (например, стоянка в Мексике возрастом 33 000 лет) рисуют иную картину: первые мигранты, скорее всего, прибыли гораздо раньше.

Отметим, что наши далекие предки использовали транспорт уже в доисторические времена. Считается, что первые примитивные средства передвижения — плоты, лодки — появились, когда люди начали пересекать реки и озера.
Особенно важной вехой стало изобретение колеса, открывшее новую эру в развитии транспорта. Последние археологические данные свидетельствуют, что колесо придумали жители Карпатских гор примерно шесть тысяч лет назад.
Научная работа опубликована в журнале Quaternary Science Advances.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Илон Маск накинулся на Трампа за отказ от сокращения госрасходов, считая, что это ведет Америку к банкротству. А еще он заявил, что без него тот и к власти бы не пришел. В ответ Трамп предложил сократить госрасходы, лишив Маска всех контрактов. Между тем, именно контракты с ним — основа возвращения американцев на Луну в 2027-2028 годах. Что будет, если американский президент действительно решится на расторжение контрактов? И как это отразится на множественных полетах Starship к Марсу в 2020-х? Как ни странно, оба эти вопроса плотно затрагивают происходящее в нашей стране.
Удаленные промышленные объекты и метеостанции в условиях Крайнего Севера или Дальнего Востока требуют автономного энергоснабжения. Вместо традиционных двигателей их оснащают установками, преобразующими химическую энергию топлива (водорода, метана, биогаза) в электричество и тепло через электрохимические реакции с помощью твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ). Эти конструкции со специальными керамическими ячейками работают без сжигания топлива, что повышает их эффективность и экологичность. Ученые ПНИПУ разработали компактный высокотемпературный блок для ТОТЭ. Испытания показали, что он перерабатывает метан на 96%, подтверждая работоспособность системы.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Человечество много тысячелетий живет рядом с разными вредителями. Вездесущие тараканы, мыши, крысы, вши, комары, а также множество врагов сельского хозяйства. Особый научный интерес — выяснить, откуда эти спутники людей переселились и как давно с нами соседствуют. Энтомологи выяснили, что кровососущие постельные клопы живут с человеком более 10 тысяч лет, то есть, вероятно, дольше прочих насекомых-синантропов.
Звезда TOI-6894 — красный карлик, который в пять раз легче Солнца. Согласно теоретическим моделям, в протопланетном диске столь маломассивных звезд нет достаточно материала, чтобы впоследствии на их орбите сформировался газовый гигант, подобно Юпитеру. Однако международная команда астрономов с помощью наземных телескопов обнаружила несомненные признаки присутствия гигантской планеты вблизи TOI-6894. Открытие ставит под сомнение сложившееся представление о формировании планет.
Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Казахстанский Алматы — город контрастов, где горы соседствуют с урбанистическими пейзажами, а бизнес-центры — с историческими кварталами. Неизменным остается одно — пробки. Ежедневно сюда приезжает более 700 тысяч автомобилей из пригородов, при этом в самом мегаполисе зарегистрировано порядка 600 тысяч транспортных средств. В результате по улицам ежедневно движется более миллиона транспортных средств.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии