• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

Противовоспалительные свойства голодовки оказались эффективнее аспирина

Ученые из Королевского колледжа в Кембридже доказали, что голодание или ограничение поглощаемых калорий способны снизить активность воспалительных процессов, в том числе хронических. Это происходит за счет всплеска уровня арахидоновой кислоты в крови, действующей как противовоспалительное средство.

© Getty Images
© Getty Images

Хотя воспаление представляет собой здоровую и адекватную реакцию на травмы или инфекции, необходимую для регенерации и выздоровления, порой она может срабатывать по ошибке. Одним из таких факторов, вызывающих ее, можно назвать нуклеотидсвязывающий и олигомеризационный доменоподобный рецептор (НЛР) семейства пириновых доменов 3 (НЛРП3).

В его функции входит уничтожение нежелательных клеток, что непреднамеренно может привести к выбросу их содержимого в организм, где они и вызывают воспаление. Именно НЛРП3 стоит за такими недугами, как ожирение, атеросклероз, диабет второго типа и даже болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Но в новом исследовании, опубликованном в журнале Cell Reports, ученым удалось ингибировать — или, говоря простым языком, утихомирить — НЛРП3, не прибегая к фармакологии и прочим малодоступным для большой социальной прослойки методам. Команда обнаружила, что регулярное голодание в течение длительного периода способно уменьшать хронические воспаления, связанные с вышеописанными состояниями.

Ингибирование воспалительной системы NLRP3 арахидоновой кислотой / © Cell Reports
Ингибирование воспалительной системы NLRP3 арахидоновой кислотой / © Cell Reports

Ученые посадили 21 добровольца на диету: сначала те съели продукты с пищевой ценностью в 500 килокалорий — это примерно четверть рациона физически активного человека мужского пола (еще столько же мы тратим за 30-40 минут бега на умеренной скорости). Иными словами, участники исследования получали с едой в три-четыре раза меньше энергии, чем в обычной жизни.

Затем добровольцы голодали на протяжении суток, и, наконец, им позволили утолить голод еще одним приемом пищи на 500 килокалорий. Взяв анализы у участников, исследователи увидели, что в мононуклеарных клетках периферической крови уровни IL-1β (интерлейкина, провоспалительного цитокина) повышались через три часа после возобновления кормления. А уровень арахидоновой кислоты в плазме рос уже во время голодания, но снижался при возобновлении питания.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что ограничение потребления калорий повышает уровень липида, известного как арахидоновая кислота. Когда позже они изучили действие арахидоновой кислоты на иммунные клетки, культивируемые в лаборатории, то выяснили, что та напрямую подавляет активность воспалительной системы НЛРП3. Это удивило команду, поскольку ранее считалось, что арахидоновая кислота связана с повышенным уровнем воспаления, а не с его снижением.

У голодающих добровольцев наблюдался повышенный уровень арахидоновой кислоты / © Cell Reports
У голодающих добровольцев наблюдался повышенный уровень арахидоновой кислоты / © Cell Reports

«Пока рано говорить о том, защищает ли голодание от таких заболеваний, как болезни Альцгеймера и Паркинсона, поскольку действие арахидоновой кислоты кратковременно. Но наша работа дополняет растущее количество научной литературы, указывающей на пользу для здоровья от ограничения калорий», — сказал профессор Брайант, соавтор исследования.

Также это открытие приближает нас к разгадке механизма действия нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), таких как аспирин. В норме арахидоновая кислота быстро расщепляется в организме, но аспирин останавливает этот процесс, что может привести к повышению уровня этого липида. А это, в свою очередь, снижает активность воспаления.

Если противовоспалительные препараты при длительном приеме могут вызвать побочные эффекты вроде желудочного кровотечения, то ограничение килокалорий в рационе таких последствий за собой не несет. Не говоря уже о том, что с финансовой точки зрения второй вариант выглядит куда выгоднее.

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

Написать комментарий
Предстоящие мероприятия
12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

11 августа, 10:59
НИУ ВШЭ

Любовь к сладкому может быть связана не только с пищевыми привычками, но и с тем, как человек принимает решения. Исследователи НИУ ВШЭ объяснили, почему любители сладкого ведут себя импульсивно: дело не в стремлении получить все немедленно, а в нежелании мириться с неопределенностью. Результаты могут помочь улучшить терапию зависимостей.

11 августа, 06:17
Мария Азарова

То, в каком порядке дети в одной семье появились на свет, оказалось связано с вероятностью развития самых разных заболеваний — от аллергии и гастрита до аутизма и СДВГ. Ученые составили наиболее полную на сегодня карту подобных связей, проанализировав данные более 10 миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

12 августа, 14:39
Илья Гриднев

Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.

10 августа, 11:42
Илья Гриднев

Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.

31 июля, 14:12
Андрей Серегин

Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.

9 августа, 19:34
Марк Чернов

Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.

19 июля, 20:09
Александр Березин

Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?

[miniorange_social_login]