Топ научных открытий 2013 года — Naked Science

Топ научных открытий 2013 года

3.6

Чем нас порадовала и удивила наука в прошлом году?

космос

Человечество вышло к звездам

Не прошло и 36 лет, как NASA объявило, что космический зонд «Вояджер-1» наконец покинул Солнечную систему. Контрольные измерения показали, что зонд вышел из гелиосферы – области влияния электромагнитного излучения солнца – и находится теперь в межзвездном пространстве. Совсем неплохо для железяки, запущенной в конце 1970-х.

Следующая остановка «Вояджера» – облако Оорта, где заканчивается гравитационная сфера влияния нашего светила. Ждать осталось совсем недолго: каких-то 30 000 лет.

«Вояджер-1» в 1977 году / ©NASA/JPL
«Вояджер-1» / ©NASA

Редактирование генома

В январе сразу две исследовательские группы объявили об открытии быстрого и точного метода редактирования фрагментов генетического кода. Система CRISPR (Clustered Regularly Interspaced Short Palindromic Repeats – Короткие палиндромные повторы, регулярно расположенные группами) использует ту же стратегию защиты, что и бактерии: обнаружение с помощью РНК чужого кода ДНК и выпуск ферментов с целью его уничтожения.

Ученые слегка видоизменили этот принцип – теперь РНК выискивает специфическую цепочку ДНК, например, мутировавшую под влиянием болезни, и с помощью ферментов исправляет мутацию. Оправдает ли вспыхнувшие надежды новым метод генной терапии, или лопнет как мыльный пузырь, покажет ближайшее будущее.

©Stephen Dixon and Feng Zhang

Миллиарды планет, похожих на Землю

Планета у нас одна – мы за нее в ответе? Кто же спорит – хотя ученые и утверждают, что в одной только галактике Млечный Путь около 10 миллиардов планет, похожих на нашу.

Новые данные, полученные от орбитального телескопа «Кеплер», занимающегося поиском планет вне Солнечной системы, позволили астрономам приблизительно оценить количество инопланетных миров, находящихся на орбите звезд, похожих на наше Солнце. По подсчетам экспертов, каждая пятая из 50 млрд квазисолнечных систем обладает хотя бы одной экзопланетой с подходящими условиями для жизни.

Планета Кеплер 78b и её родительская звезда в представлении художника / ©Cristina Sanchis Ojeda

Почему остановилось глобальное потепление?

Спустя несколько десятков лет непрерывного повышения температуры на поверхности Земли, в конце 90-х процесс внезапно затих, вызвав радость у многочисленных скептиков. Глобальное потепление – миф, утверждали они.

Но, к сожалению, не все так просто. Исследователи обнаружили в ушедшем году, что потепление на самом деле переключилось на океанические воды, температура которых теперь возрастает в 15 раз быстрее, нежели в предыдущие 10 000 лет. Проблема глобального потепления приобрела новую актуальность.

Энергетический график Мирового океана с 1958 года: