06.12.2018
Discovery Channel
2 336

Это провал: необычные кратеры Земли

Вся поверхность нашей планеты испещрена ямами и разломами природного происхождения. Некоторые из них — внеземного. О самых интересных провалах — в нашем материале.

Кратер Вредефорт
Кратер Вредефорт / Автор: Plinia Abito

В ноябре 2018 года ученые, наконец, подтвердили, что обнаруженный три года назад огромный кратер в районе Гренландии действительно внеземного происхождения: отметину шириной в 31 километр оставил метеорит. Когда именно произошло столкновение, еще не установлено — в отличие от природы десятков других воронок и образований, некоторые из которых появились на наших глазах.

Независимо от генезиса, эти воронки всегда остаются в фокусе внимания ученых: голубую дыру у побережья Белиза начинал изучать еще Жак-Ив Кусто, а сейчас ее исследует его внук Фабьен Кусто в проекте «Голубая дыра: погружение в бездну», который выйдет на Discovery Channel 9 декабря, в 21:00. Рассказываем о необычных местах Земли с уникальным рельефом.

Звездные раны

Кратеры, возникшие от падения на Землю астероидов, называют красивым словом «астроблема», что в переводе означает «звездная рана». Самый большой ударный кратер находится в ЮАР, в провинции Фри-Стейт, в 120 километрах от Йоханнесбурга.

Это Вредефорт: 300 километров в диаметре, возраст — приблизительно два миллиарда лет, что делает его еще и одним из древнейших астроблем в истории нашей планеты. По оценкам ученых, диаметр астероида, оставившего такой след, составлял не меньше 10 километров.

Кратер, название которому дал город Вредефорт, находящийся неподалеку, занимает около шести процентов площади ЮАР, а внутри расположились три города и озеро. В 2005-м Вредефорт был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Еще один уникальный кратер — Чиксулуб в Мексике. По размерам он уступает Вредефорту — диаметр его около 180 километров, — однако по разрушительности, вероятно, с ним никто не сравнится. Сегодня ученые почти сошлись во мнении, что этот кратер остался от падения астероида, ставшего одной из причин массового мел-третичного вымирания 65 миллионов лет назад.

Кратер Чиксулуб

Чиксулуб (что на языке майя значит «демон клещей») находится на полуострове Юкатан и частично уходит в океан — именно там в 1970-е впервые были обнаружены кольцевые дуги во время разработки нефтегазовых месторождений в Мексиканском заливе.

Данные исследований показывают, что кратер действительно образовался 65 миллионов лет назад от падения астероида диаметром 10 километров. По расчетам, от столкновения произошел выброс энергии, равный 100 тератоннам в тротиловом эквиваленте — что в два миллиона раз больше мощности самого крупного термоядерного устройства — советской «Царь-бомбы» (58,6 мегатонны в тротиловом эквиваленте).

Детальное моделирование удара и его последствий, проведенное в 2016 году, позволяет реконструировать развитие событий после падения: столкновение произошло на скорости не менее 1 км/с и под углом около 60 градусов, следовательно, можно предполагать, что удар выбросил порядка 325 миллиардов тонн серы и 425 миллиардов тонн углекислого газа.

Эти цифры как минимум в 10 раз выше, чем совокупность всех глобальных выбросов за 2014 год, поэтому 65 миллионов лет назад это количество пыли, серы и углекислого газа стало барьером для проникновения солнечных лучей, вызывав глобальное падение температуры примерно на 28 градусов на суше и на 11 — в Мировом океане.

Помимо этого, удар вызвал серию разрушительных цунами, землетрясений, извержений вулканов, лесных пожаров, приостановился примерно на полтора года процесс фотосинтеза, фитопланктон потерял среду обитания, из-за чего не смогли выживать многие морские животные.

В целом исследователи сравнивают последствия столкновения с ядерной зимой — и в этом случае Чиксулуб можно назвать эпицентром.

Есть астроблемы и в России: некоторые из них достаточно известны, а о других многие даже не подозревают. Так, например, Калуга располагается в самом центре метеоритного кратера.

В диаметре он едва достигает 15 километров, а возраст его оценивается в 380 миллионов лет, при этом, в отличие от многих других отметин, калужский кратер погребен под 800-метровой толщей осадочных пород, из-за чего его не видно из космоса.

А вот Попигайский кратер заметен на спутниковых фото: эта астроблема находится в Сибири и занимает четвертое место в списке крупнейших кратеров в мире. В диаметре кратер достигает ста километров: он раскинулся частично в Красноярском крае, а частично — в Якутии.

Попигайский кратер

Котлован кратера пустует — его никто так и не заселил, и на всей огромной территории возник всего один поселок Попигай, в 13 километрах от центра. Кратер был образован ударом астероида 35,7 миллиона лет назад: ученые предполагают, что он был частью множественной метеоритной бомбардировки.

Морская бездна смотрит в ответ

Кратеры могут образовываться не только на суше, но и в толще воды или на морском дне, только называются иначе, да и происхождение у них другое. Наиболее изученные и часто встречающиеся «ямы» — голубые дыры. Так называют в целом все карстовые воронки, заполненные водой и расположенные ниже уровня моря.

Они образуются на суше, когда там нет еще никакой воды. Впоследствии, когда уровень океана поднимается, воронка превращается в своеобразную впадину на дне водоема: если смотреть на нее сверху, она будет контрастно выделяться темно-голубым цветом на фоне более светлой воды вокруг, поэтому такие карстовые воронки и зовут дырами.

Дыра дракона / 2016 VCG

Самая глубокая голубая дыра в мире находится в районе Парасельских островов, входящих в необитаемый архипелаг Южно-Китайского моря, в 230 километрах к югу от китайского острова Хайнань. Она носит имя Дыра дракона и была открыта сравнительно недавно, несколько лет назад.

Она уходит на глубину более 300 метров, причем жизнь была обнаружена только на самом верху, где обитают около 20 видов, а вот ниже ста метров, где почти нет кислорода, ученым не удалось заметить ни малейших признаков жизни.

Большая голубая дыра, несмотря на название, не находится даже на втором месте по размерам, однако постоянно привлекает десятки туристов и дайверов, стремящихся проникнуть на ее глубину.

Большая голубая дыра / AstrumHelicopters

Она находится в центре Лайтхаус-Рифа, который входит в состав Белизского барьерного рифа в Центральной Америке. Это круглая карстовая воронка диаметром 300 метров, уходящая на глубину 124 метра.

Большая голубая дыра образовалась из известняковых пещер, которые, в свою очередь, сформировались в ходе последнего ледникового периода, кода уровень моря был заметно ниже.

Позже океан поднялся, пещеру затопило, ее свод рухнул, создав воронку — таких геологических образований очень много вдоль побережья Белиза. Начало серьезным исследованиям Большой голубой дыры положил Жак-Ив Кусто, который включил ее в список 10 лучших мест в мире для ныряния.

Погружение команды Discovery Channel в Большую голубую дыру / Пресс-служба Discovery Channel

Именно он впервые измерил ее глубину и подтвердил гипотезу о генезисе этого образования, а в 1972 году его экспедиция спустилась в дыру на одноместных субмаринах и обнаружила там массивные сталактиты, анализ которых показал, что дыра была образована в несколько этапов в разные отрезки четвертичного оледенения (153 000; 66000; 60000; и 15 000 лет назад).

Помимо этого, в Большой голубой дыре встречаются удивительные создания вроде акул-нянек, рифовых акул, включая карибскую рифовую, а также гигантские груперы.

Во время приливов на месте дыры образуются мощные водовороты, в которых нередко гибнут дайверы. Разгадать тайны этого портала в причудливый глубоководный мир решил внук Жака-Ива Кусто, Фабьен, который отправится с проектом «Большая голубая дыра: погружение в бездну».

Участники программы опустятся на дно Большой голубой дыры в специальном пилотируемом подводном аппарате, а еще одна субмарина, оборудованная дополнительными источниками света, покажет зрителям те уровни, которые обычно скрывает тьма.

Черные дыры возникают не только в глубоком космосе, но и в глубоком океане: такой формат рельефа чаще всего встречается у побережья Багамских остров. Среди самых известных — Черная дыра Андроса, которая разверзлась неподалеку от острова Южный Андрос.

Черная дыра Андроса / Berkley White

Если голубые дыры больше похожи на вертикальную пещеру, соединяющуюся с океаном, в которые регулярно поступает кислородсодержащая вода, то черные дыры — это колонны в море или океане без боковых проходов, заполненные застойной водой и не связанные напрямую с источником воды. Дно у голубых дыр выложено белым песком, который отражает синий цвет, в то время как черные дыры — название тут несколько вводит в заблуждение — обычно темно-фиолетовые.

Такой необычный окрас связан с тем, что на глубине 18-19 метров у Черной дыры Андроса обнаруживается метровый ядовитый слой бактерий, плавающих между насыщенной кислородом верхней частью и почти бескислородной нижней частью воронки.

Странные слои воды имеют очень высокий уровень токсичного сероводорода. Граница между двумя водными массами характеризуется резкими разрывами в физико-химических градиентах: соленость увеличивается с 12 до 35 psu, а температура — с плюс 29 до 36 ° C; а вот рН снижается с 8,6 до 6,45.

Впервые Черную дыру Андроса исследовала ученый и водолаз Штеффи Швабе: она первой проникла за творожистый чернильный слой бактерий, хотя поначалу и приняла его за дно.

Внизу оказался слой чистой воды, за которым следовал еще один, фиолетовый «разделитель», похожий на желе. Бактерии же здесь не только процветают, но и сохраняют воду именно такой, какой она была в течение последних 3,5 миллиарда лет, что потенциально делает Черную дыру Андроса своеобразной капсулой времени, содержащей информации о климате и биологии Земли в прошлом.

Небесные и дьявольские ловушки

Газовый кратер Дарваза, находящийся в Туркменистане, местные жители прозвали «вратами ада». Огромная огненная 60-метровая воронка, уходящая на глубину 20 метров, выглядит так, будто земля действительно в одночасье разверзлась прямо посреди пустыни Каракум.

Дарваза горит вот уже 47 лет: он образовался здесь в 1971 году, когда геологи проводили разведывательные работы и случайно наткнулись на пустоту, заполненную газом. В месте бурения тут же образовался кратер, из которого начали вырываться пары газа.

Рабочие сами решили поджечь разлом: им показалось, что пара дней пожара гораздо менее губительна, чем огромная яма, наполненная газом, отравляющим все живое вокруг. Но они несколько ошиблись в расчетах, и вместо пары дней гигантский кратер безостановочно полыхает почти полвека подряд.

Газовый кратер Дарваза

За это время побывать внутри разлома удалось лишь одному человеку — опытному альпинисту Джорджу Коронису, которому пришлось надеть специальный жаропрочный костюм и взять с собой аппарат дыхания и уникальное огнеупорное снаряжение.

Уравновешивает эти «адские врата» Сяочжай Тянкен, то есть Небесная яма — глубочайшая карстовая воронка на планете. Она расположена в Китае, в районе Чунцин, и представляет собой огромную чашеобразную впадину посреди зеленого массива: Небесная яма уходит вниз на 660 метров и растянулась 530 метров в ширину.

Небесная яма

Исследователи считают, что она образовалась примерно 128 тысяч лет назад. Особенно эффектно воронка смотрится в сезон дождей, когда с ее стен спадают водопады. Небесная яма стала популярна не только у туристов (для которых тут созданы все условия, включая обзорные площадки и лестницу в 2800 ступеней), но и у охотников за экстримом.

Смотрите программу «Голубая дыра: погружение в бездну» 9 декабря, в 21:00 на Discovery Channel!