03.07.2015, 08:17
Руслан Зораб

5 самых известных фотографий телескопа «Хаббл»

Лучшие фотографии телескопа "Хаббл" - туманность Конская Голова, Столпы творения, галактика Сомбреро, туманность Бабочка и др.

«Звездная мощь»

Этот снимок туманности Конская Голова получен в инфракрасном диапазоне при помощи широкоугольной камеры высокого разрешения (Wide Field Camera 3) телескопа «Хаббл». Надо сказать, что туманности – одни из самых «мутных» объектов в наблюдательной астрономии, эта же фотография поражает своей четкостью. Дело в том, что «Хаббл» способен видеть сквозь облака межзвездного газа и пыли. Конечно, снимки телескопа, которыми мы привыкли восхищаться, представляют собой наложение из нескольких фотографий – эта, например, сделана из четырех снимков.

Туманность Конская Голова находится в созвездии Ориона и относится к типу так называемых темных туманностей – межзвездных облаков, настолько плотных, что они поглощают видимый свет от других туманностей или звезд, находящихся позади них. Диаметр туманности Конская Голова составляет около 3,5 световых года.

«Небесные крылья»
Туманность “Бабочка” / ©NASA

«Снимите шляпу»

Спиральная галактика «Сомбреро» (М104) расположена в созвездии Девы на расстоянии 28 млн световых лет от нас. Несмотря на это, она хорошо видна с Земли. Недавние исследования, впрочем, показали, что «Сомбреро» – не одна галактика, а целых две: плоская спиральная галактика находится внутри эллиптической. Помимо удивительной формы «Сомбреро» известна и предполагаемым наличием в центре нее сверхмассивной черной дыры с массой в 1 млрд масс Солнца. Такой вывод ученые сделали измерив бешеную скорость вращения звезд вблизи центра, а также сильное рентгеновское излучение, исходящее от этой сдвоенной галактики.

Галактика “Сомбреро” / ©NASA

«Непревзойденная красота»

Этот снимок считается визитной карточкой телескопа «Хаббл». На составленном из двух фото изображении мы видим спиральную галактику с перемычкой NGC 1300, которая находится примерно в 70 млн световых лет от нас в созвездии Эридан. Размер самой галактики составляет 110 тыс. световых лет – она немного больше нашего Млечного Пути, диаметр которого, как известно, около 100 тыс. световых лет и который тоже относится к типу спиральных галактик с перемычкой. Особенностью NGC 1300 является отсутствие активного ядра галактики, что, возможно, указывает на то, что в ее центре нет достаточно массивной черной дыры, либо на отсутствие аккреции.

Это изображение, полученное в сентябре 2004 года, одно из самых больших из созданных телескопом «Хаббл». Что нисколько не удивляет, ведь оно показывает галактику целиком.

Спиральная галактика с перемычкой NGC 1300 / ©NASA

«Столпы творения»

Этот снимок считается одним из самых известных фотографий знаменитого телескопа. Название его не случайно, поскольку на нем запечатлена активная область звездообразования в туманности Орел (сама туманность расположена в созвездии Змеи). Темные области в туманности «Столпы творения» – это протозвезды. Самое удивительное то, что «на данный момент» как таковых столпов творения уже не существует. По данным инфракрасного телескопа Spitzer, они были уничтожены взрывом сверхновой около 6 тыс. лет назад, но, поскольку туманность была расположена на расстоянии 7 тыс. световых лет от нас, мы сможем любоваться ею еще целую тысячу лет.

“Столпы творения” / ©NASA