Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
07.07.2015
Редакция Naked Science

Жизнь против холода: астрономы спорят, есть ли микробы на комете Чурюмова — Герасименко

В конце прошлого года весь мир, затаив дыхание, следил за драматическими перипетиями сближения и посадки европейского зонда Philae на поверхность кометы 67Р/Чурюмова – Герасименко. И хотя не все прошло безупречно, аппарат прислал – и продолжает присылать – интереснейшие данные о составе и свойствах кометы. Данные настолько интересные, что на днях некоторые эксперты выступили с сенсационным сообщением: на ней может быть жизнь.

kometa-ch-g

Такое мнение озвучили британские ученые Макс Уоллис (Max Wallis) и Чандра Викрамасингх (Chandra Wickramasinghe), выступившие 6 июля на национальном съезде астрофизиков. Их заявления отталкиваются от двух интересных фактов, выяснившихся в последнее время. Во-первых, некоторые участки поверхности 67Р/Чурюмова – Герасименко оказались исключительно богаты органическими веществами, которые (теоретически) могут быть следами деятельности живых организмов. Во-вторых, аппарат Rosetta, сопровождающий комету в полете, сумел уловить материал ее хвоста, в котором нашел частицы, весьма напоминающие вирусные. Впрочем, надежды на кометную жизнь разделяют далеко не все.

Специалисты подчеркивают, что любым микроорганизмам, обитающим на комете, потребуется переносить условия самые жесткие. Поверхность ее заморожена ниже -70°С, влаги нет: на 67Р/Чурюмова – Герасименко вода присутствует лишь в виде льда, иногда быстро возгоняясь, превращаясь прямо в пар – и навсегда улетучиваясь в космос. Трудно представить не то чтобы процветающую, а хотя бы выживающую в таких условиях экосистему. Конечно, живые клетки могут эволюционировать, накапливать повышенные концентрации солей, играющих роль антифризов, но даже самые успешные и холодостойкие организмы едва способны сохранять активность при температуре около -40°С.

При этом никто не отрицает наличия на 67Р/Чурюмова – Герасименко сложных органических соединений, «кирпичиков жизни». По некоторым гипотезам, кометы занесли их когда-то и к нам на Землю – химия происходящих на их поверхности и в хвосте процессов достаточно сложна. Но вот жизнь?.. Это настолько невероятно, что зонд Philae даже не имеет на борту оборудования, необходимого для изучения этого вопроса. Его просто не предусмотрели – и в результате громкое заявление Уоллиса и Викрамасингхи, видимо, так и останется лишь заявлением.