Загадки «звезды Табби» объяснили переходным периодом в ее жизни — Naked Science
22.12.2016

Загадки «звезды Табби» объяснили переходным периодом в ее жизни

Странные и сильные колебания яркости KIC 8462852 ученые связали с фазовым переходом, которая переживает эта звезда, проявляя аномально высокую активность.

56687e4db4c23

Напомним, что странности звезды KIC 8462852 стали известны еще больше года назад, когда астрономы обнаружили внезапные и сильные изменения ее яркости. Такое мерцание не удалось объяснить ни вращением планеты, ни прохождением облака комет, так что среди гипотез называлось даже влияние развитой инопланетной цивилизации, которая могла развернуть гигантское строительство, время от времени затмевающее свет «звезды Табби» (названной по имени одной из первооткрывателей этого феномена Табеты Бояджян).

При этом ни одна из версий не подходила для того, чтобы объяснить все странности мерцания звезды. Возможно, это сумеет новая гипотеза, выдвинутая Кэрин Дамен (Karin Dahmen) и ее коллегами в журнале Physical Review Letters. Ученые собрали максимально полные данные по изменениям яркости KIC 8462852 – как редким и сильным (на 20 и более процентов), так и по более многочисленным, но слабым событиям. Эта серия напоминала поведение статистических моделей, которые используются иногда для моделирования схода лавин, вспышек на Солнце и даже активности нейронных паттернов нашего мозга – явлений, проходящих фазовый переход с резким изменением состояния.

«Примером такой системы, – поясняет Кэрин Дамен, – может служить медленная деформация какого-нибудь хрупкого предмета, при которой сперва небольшая трещина трескается все громче и громче, пока предмет не ломается с самым громким звуком. Слабые события в нашем анализе могут быть аналогами таких маленьких трещин, а сильные – переломов».

По мнению ученых, звезда KIC 8462852 может испытывать фазовый переход, в результате проявляя аномально высокую и слабо упорядоченную активность. Мощнейшие выбросы вещества, которые сопровождают этот процесс, могут создавать временные затемнения – и любым инопланетянам лучше держаться подальше от этой мало предсказуемой звезды.