Японский астронавт на МКС вырос не на 9, а на 2 сантиметра — Naked Science

Японский астронавт на МКС вырос не на 9, а на 2 сантиметра

Японский астронавт извинился за ошибку в измерениях, из-за которой мировые СМИ написали о том, что за три недели на космической станции он вырос на 9 сантиметров.

1515486786-9338-norishige-kanai

Утром 10 декабря японский астронавт Норишиге Канаи опубликовал в Twitter пост на японском языке о том, что за время пребывания на МКС он вырос на 9 сантиметров. Сенсационное сообщение подхватили СМИ по всему миру. «Я вырос, как растение, на 9 сантиметров за три недели. Я немного беспокоюсь о том, влезу ли в свое сиденье в корабле “Союз”», – написал Канаи. По его словам, так сильно его рост не изменялся с тех пор, как он учился в школе.

Действительно, микрогравитация обычно увеличивает рост человека; давление на суставы ослабевает, и космонавты прибавляют в росте, однако не на девять, а на один-два сантиметра.

Через сутки Норишиге Канаи написал в Twitter, что прибавка в росте составила не девять, а два сантиметра. В результатах предыдущего измерения усомнился командир экипажа, российский космонавт Антон Шкаплеров, и рост японского астронавта измерили снова. Оказалось, что спустя три недели в условиях микрогравитации рост Канаи составил 182 сантиметра; на Земле его рост – 180 см.

Невесомость влияет не только на рост, но и на другие параметры человеческого тела; до сих пор механизм некоторых из этих изменений изучен не до конца. Известно, что в отсутствие земного притяжения и давления атмосферы люди в космосе теряют мышечную массу. Поэтому экипаж МКС ежедневно тренируется на специальных тренажерах, призванных имитировать эффекты земной гравитации. Но, несмотря на эти тренировки, космонавты теряют в силе по возвращении на Землю.

От микрогравитации страдают не только мышцы, но и кости космонавтов. Потеря прочности костей становится заметна даже после полета на самолетах, которые в крутом пике имитируют отсутствие земной гравитации; тем более заметными становится эта деформация за многие месяцы на МКС.  В 2016 году японские ученые решили отправить на МКС японских аквариумных рыбок медака (Oryzias latipes), клеточные механизмы развития костей и хрящей у которых очень схожи с механизмами млекопитающих. Выяснилось, что в невесомости меняется экспрессия генов, ответственных за рост и, наоборот, растворение зрелых клеток костной ткани; вместе эти процессы приводили к существенной потере костной ткани у рыбок. Ученые полагают, что подобное действие микрогравитация оказывает и на людей.

Ученые давно утверждают, что формирование сгустков крови в сосудах — стандартный симптом коронавирусной пневмонии. Новая работа демонстрирует, что это явление гораздо масштабнее, чем предполагалось ранее.