Выяснилось, как человек реагирует на «запах смерти» — Naked Science
21.10.2015

Выяснилось, как человек реагирует на «запах смерти»

Исследователи выяснили, как человек реагирует на путресцин, который формирует так называемый «запах смерти».

original_9aea91e46bd4d7cf391256607a1d791c

Относящийся к группе биогенных аминов путресцин образуется из аргинина в процессе гниения. Впервые он был описан в 1885 году. Выяснилось, что даже при непродолжительном контакте человека с путресцином последний вызывает у него настороженное и даже агрессивное поведение. Детальный отчет об исследовании можно прочесть в издании Frontiers in Psychology, а краткий доступен в пресс-релизе Университета Кента.

Ученые провели четыре эксперимента, в ходе которых попытались понять механизм сознательных и бессознательных реакций на путресцин. Поведение человека, как выяснилось, меняла даже незначительная концентрация вещества в воздухе. Кроме тревожности и готовности к самозащите испытуемые также демонстрировали стремление убежать. Такую реакцию еще называют «бей или беги»: в этом случае организм мобилизует все силы для устранения угрозы. После ее исчезновения наблюдается общее истощение организма.

По словам исследователей, им впервые удалось выяснить, что запах всего лишь одного химического соединения воспринимается в качестве сигнала об опасности. Ранее было выявлено, что в роли похожего сигнала также выступает запах пота.

Путресцин является бесцветным кристаллическим веществом, имеющим чрезвычайно неприятный запах. Он плохо растворяется в воде и обладает низкой температурой плавления. Путресцин содержится во всех клетках, причем все они могут превращать его в спермидин.

Ранее другие исследователи выяснили, на что похож запах тела человека сразу после его смерти. Перед разложением тканей организма человеческое тело источает «запах смерти», похожий на запах свежескошенной травы или свежей рыбы. Причина этого кроется в выделяемых после смерти соединениях: гексанале, индоле и триметиламине. Данное открытие может быть полезно, в частности, экспертам-криминалистам.

Любопытно, что не так давно еще одна группа ученых установила, что запах рыбы, хотя и является неприятным для большинства людей, стимулирует рациональное мышление. Группа испытуемых, находившихся в помещении с рыбным запахом, лучше справилась с заданиями теста, чем те, кто не сталкивался с рыбным «ароматом». Речь идет о решении математических и логических задач.