30.04.2015
Редакция Naked Science

Вулканы спутника Ио зажигают полярные сияния над Юпитером

Признанным королем планет Солнечной системы является великан Юпитер. По нему и корона: полярные сияния у полюсов газового гиганта в тысячи раз больше, чем – нет, не полярные сияния на Земле, а вся наша Земля. И они никогда не стихают окончательно, а лишь время от времени вспыхивают с особенной силой.

jupaur

На Земле это свечение рождается молекулами верхних слоев атмосферы, возбужденных заряженными частицами, прилетающими с Солнца: возвращаясь на более низкий энергетический уровень, они испускают фотоны. Однако на Юпитере все немного иначе: сполохи над ним отзываются не столько на солнечные вспышки, сколько на вулканическую активность Ио.

Это ближайший к Юпитеру спутник – и самое вулканически активное тело Солнечной системы. Притяжение громадной планеты непрерывно мнет его, как кусок пластилина, разогревая недра Ио и заставляя потоки расплавленной материи выплескиваться на поверхность. При этом каждый вулкан выбрасывает не только магму, но и поток электронов и заряженных ионов. Врезаясь в атмосферу планеты, они заставляют еще ярче вспыхивать ее полярную «корону».

Такой механизм описали ученые, изучившие данные наблюдений японского космического телескопа Hisaki и американского Hubble. Они обнаружили, что яркость полярных сияний Юпитера коррелирует не с активностью на Солнце, а с движением спутников вокруг него – ну а затем выяснили и причину происходящего. Ключевую роль в этом влиянии оказывает Ио, но не исключен определенный вклад и других крупных соседей – Ганимеда, Европы и Каллисто.

Разработка исследователей из Пермского Политеха позволит повысить эффективность нефтедобычи в залежах, которые обладают невысокими запасами «черного золота». Это можно будет сделать с помощью системы специальных щелевых каналов. Моделирование показало, что добыча по одной скважине за два года вырастет на 500 тонн.

Международный коллектив ученых получил новые данные о поведении одного из самых малоизученных китообразных — атлантического ремнезуба. Выяснилось, что от других видов ремнезубов атлантический вид отличается большей энергичностью при погружениях на глубину в несколько сотен метров: вместо того чтобы уходить под воду на целый час, он совершает несколько более коротких погружений.

Санкт-Петербургские физики вместе с коллегами из Городского университета Гонконга предложили способ получения хиральных углеродных точек из доступных органических веществ. Такие наночастицы способны испускать интенсивный свет и при этом чувствительны к определенному типу поляризации падающего излучения. Также они сохраняют свои оптические свойства на всем диапазоне рН и даже при многочасовом облучении ультрафиолетом, что делает их перспективными для разработок в области биосенсорики, биоимиджинга и тераностики, например одновременного обнаружения и лечения рака.