Впервые запечатлен процесс формирования планет у молодой звезды

Впервые запечатлен процесс формирования планет у молодой звезды

ALMA зафиксировала детали рождения планет у молодой звезды HL Tauri .

eso1436f

По заверению астрофизиков, полученное при помощи обсерватории ALMA (Атакамская Большая Миллиметровая/субмиллиметровая Решетка) изображение обнажает никогда прежде не фиксировавшиеся детали протопланетного диска вокруг молодой звезды. Получить столь сенсационные данные удалось в ходе наблюдения за звездой HL Tauri.

HL Tauri (HL Тельца) – это молодая звезда, которая располагается на расстоянии около 450 световых лет от Земли. Ее возраст специалисты оценивают приблизительно в 1 млн лет. Она окружена пылевым диском, который можно детально разглядеть на представленном снимке.

Полученное на ALMA изображение протопланетного диска вокруг HL Тельца / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

На этом изображении различимы невероятно мелкие детали диска, который состоит из остатков протозвездного облака и имеет явные признаки присутствия нескольких планет. Помимо этого, можно рассмотреть ряд концентрических ярких колец, которые разделены темными полосами.

По мнению ученых, полученные данные, вероятней всего, говорят о том, что вокруг HL Тельца полным ходом идет формирование планет. Удивительным здесь является то, что прежде считалось, что у столь юных звезд не могут образовываться подобные структуры. Это говорит о том, что диск HL Тельца более развит, чем предполагалось.

Звезды, подобные этой, рождаются в облаках газа и очень мелкой пыли, в областях, где произошел коллапс, то есть, вещество в них сконцентрировалось в малом объеме под действием сил гравитации. Вследствие такого процесса, формируется протопланетный диск, в котором со временем в результате множественных столкновений происходит слипание мелких пылевых частиц, что приводит к образованию более крупных тел, например, астероидов, комет и даже планет. Новоиспеченные планеты разрушают диск и формируют в нем кольца, промежутки и дыры, которые можно наблюдать на этой фотографии.

Составной снимок области вокруг молодой звезды HL Tельца по данным ALMA и телескопа Хаббла / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), ESA/Hubble and NASA

Исследователи считают, что это открытие в дальнейшем поможет им лучше понять процесс формирования планет в Солнечной системе. Этот снимок является демонстрацией невероятных способностей ALMA и своего рода новой ветвью в исследовании процессов формирования звезд и планет.

Сравнение области HL Tauri с Солнечной системой / ©ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)