Во Вселенной нашлась структура, протянувшаяся на 5 млрд световых лет — Naked Science

Во Вселенной нашлась структура, протянувшаяся на 5 млрд световых лет

Мы часто забываем, насколько велик космос, в котором даже наш Млечный Путь – не самая маленькая из галактик – не более чем незаметная песчинка. Зато некоторые объекты крупномасштабной структуры Вселенной могут достигать величин, которые трудно даже представить. Один из таких астрофизики заметили лишь недавно: на его существование указывает цепь из девяти гамма-всплесков, разнесенных на невероятные 5 млрд световых лет – почти на 10% от размеров всего наблюдаемого мира.

Giant GRB ring

Гамма-всплески рождаются в результате взрывов некоторых сверхновых. Это самые мощные из всех событий, происходящих во Вселенной: за несколько секунд узкий луч гамма-всплеска может выбросить столько энергии, сколько Солнце не выделит за все время своего существования. Хорошо, что происходит такое крайне редко и далеко от нас: они наблюдаются лишь в далеких галактиках и в каждой случаются не чаще нескольких раз за миллион лет. Считается, что, если бы гамма-всплеск произошел в Млечном Пути, жизни на Земле пришел бы моментальный конец.

Зато для астрономов гамма-всплески – одни из самых интригующих объектов. Кроме того, их ярчайшие вспышки в гамма-диапазоне и долгие послесвечения на других длинах волн позволяют идентифицировать даже самые отдаленные и тусклые галактики. Такую работу провели недавно и венгерские ученые совместно с коллегами из США, обнаружив девять гамма-всплесков, которые свидетельствуют о наличии структуры из девяти гравитационно связанных галактик.

Это далеко не единственное скопление галактик, известное на настоящее время. Достаточно сказать, что наш собственный Млечный Путь входит в Местную группу, которая насчитывает их больше полусотни, а в поперечнике достигает мегапарсека – порядка 3 млн световых лет. Судя по тому, что до всех девяти галактик, найденных астрономами на этот раз, примерно по 7 млрд световых лет, их скопление мы наблюдаем практически ровно «в профиль» – и его размеры в тысячи раз больше нашей Местной группы.

Более того, они больше теоретического максимума в 1,2 млрд световых лет, который устанавливают существующие математические модели, описывающие формирование таких элементов крупномасштабной структуры Вселенной. «Если мы нигде не ошиблись, такая структура противоречит современным моделям, – говорят авторы работы. – Было большой неожиданностью найти нечто столь громадное – и мы до сих пор не понимаем, как оно могло появиться на свет».

История одного из главных научных инструментов человечества завершилась сегодня, 1 декабря. Сбылись самые мрачные опасения пытавшихся сохранить радиотелескоп «Аресибо» инженеров — огромный облучатель рухнул на главное зеркало.