Вирусу с непристойным названием подобрали вакцину — Naked Science

Вирусу с непристойным названием подобрали вакцину

Биохимики из Университета штата Колорадо (США) разработали генномодифицированный серотип вирусов Коксаки с утраченной способностью к репликации, мутации и инфицированию. Результаты исследования опубликованы в The Journal of Biological Chemistry.

coxsackie_b4_virus

Вирусы Коксаки (Coxsackieviruse) представляют собой группу из 29 серотипов РНК-содержащих энтеровирусов, размножающихся в желудочно-кишечном тракте. Вирусная РНК Coxsackieviruse кодирует около десятка белков, одним из которых является фермент, который отвечает за его репликацию. Ранее команда ученых во главе с профессором Ольве Пирсоном проследила механизм репликации генома этих вирусов: оказалось, что в ходе такого копирования РНК-зависимая РНК-полимераза совершает три-четыре случайных ошибки, что позволяет Coxsackieviruse беспрепятственно выживать и развиваться.

В новом исследовании Пирсон с коллегами изучили вирус Коксаки типа B3 (Coxsackieviruse B3), поражающий сердце и связанный с вирусами Коксаки типа A, инфицирующими слизистые оболочки и кожу. Заменив в РНК-полимеразе аминокислоту фенилаланин на триптофан, ученые добились сокращения мутаций и репликации вируса. При попытке Coxsackieviruse B3 осуществить мутации других видов он оказался не в состоянии их повторить и самоликвидировался.

Предполагается, что аминокислотная коррекция РНК-полимеразы Coxsackieviruse B3 может лечь в основу создания живой аттенуированной вакцины против этого и других вирусов, в том числе сочетающихся с астмой и ящуром. В классическом варианте такая вакцина предполагает введение в организм пациента ослабленного патогена для стимуляции выработки соответствующих антител. Но в случае РНК-содержащих вирусов традиционная вакцинация неэффективна: простота их генома позволяет им производить миллионы копий в течение нескольких дней, многие из которых содержат мутации, изменяющие ослабленный вирус и восстанавливающие его патогенность.

Латинское название вируса ‘Coxsackieviruse’ созвучно англоязычному ругательству ‘cocksucker’, которое означает человека, склонного к оральному сексу с мужчинами.