В созвездии Единорога найдена «невидимая» черная дыра — Naked Science

В созвездии Единорога найдена «невидимая» черная дыра

«Скрытная» черная дыра, обнаруженная в излучении необычной звезды MWC656, тяжелее Солнца всего в 3,8-6,5 раз и практически не излучает в рентгене. Этим и объясняется ее «невидимость» для земных телескопов.

«Незаметную» черную дыру в созвездии Единорога обнаружил Хорхе Касарез из Астрофизического института Канарских островов в Санта-Круз-де-Тенерифе (Испания) вместе с коллегами. Находка оказалась тяжелее Солнца в 3,8-6,5 раз и она почти не излучает в рентгене, что, собственно, и объясняет «невидимость»  черной дыры для земных телескопов. Обнаружить ее помогла необычная звезда MWC656 в созвездии Единорога, которая относится к редкому классу так называемых B(e)-светил, небольших голубых звезд.

В настоящее время известны два типа черных дыр: обычные с небольшой массой и их сверхмассивные «сестры», существующие в центрах галактик. Как считают некоторые ученые, относительно небольшое количество известных «обычных» черных дыр связано с тем, что большая часть из них не выбрасывает потоков материи, чье излучение будет заметным для нас.

Хорхе Касарез вместе с коллегами представил  убедительные аргументы в пользу вышеотмеченной теории, обнаружив «скрытную» черную дыру в излучении необычной звезды MWC656, Такие звезды, относящиеся к редкому классу B(e)-светил, ярче и горячее, чем аналогичные по массе светила. Это объясняется более высокой скоростью их вращения и мощным магнитным полем. B(e)-звезды обычно обитают в двойных парах, их компаньон – нейтронная звезда.

Анализ свойств излучения этой звезды позволил специалистам установить необычные детали в линиях железа и гелия в ее спектре и предположить, что спутником MWC656 является не нейтронная звезда, а небольшая черная дыра. Данное предположение ученые проверили путем вычисления массы невидимого объекта по тому, как он искажал спектр светила и окружающего его диска из газа. Заметить нейтронные звезды, масса которых находится в пределах между 1,44 и 1,9 масс Солнца, гораздо легче, чем черные дыры.