19.06.2015
Редакция Naked Science

В самую смертельную жару муравьев спасают от гибели серебристые волоски

Иногда выживает не самый приспособленный, а просто самый предусмотрительный: чтобы переносить самую убийственную жару на планете, сахарские муравьи-бегунки отрастили густую «шерсть».

sn-ants_3

Жизнь серебристых муравьев Cataglyphis bombycina исключительно тяжела. Обитают они в одном из самых климатически экстремальных мест на планете, к тому же среди множества опасных хищных ящериц. Средняя нормальная температура тела этих насекомых составляет 53,6°С, и ее они вынуждены поддерживать даже тогда, когда воздух у поверхности пустыни прогревается выше 70°С, а такое случается регулярно.

В таких условиях C. bombycina могут проводить за работой вне гнезда лишь около 10 минут в день – в те редкие моменты, когда еще не слишком жарко для того, чтобы перегреться самим, но уже чересчур горячо для ящериц. Чтобы максимально растянуть этот период, муравьи используют интересный адаптационный механизм, о котором рассказали в новой работе исследователи из США и Швейцарии.

На спинке и боках этих насекомых имеются крошечные волоски, который как раз и придают им серебристый оттенок. Ученые выяснили, что волоски нужны для сохранения прохлады под экзоскелетом: они отражают заметную долю солнечного излучения, а определенную часть видимого спектра превращают в менее энергичные инфракрасные волны, которые затем еще и частично рассеиваются. Серебром украшены они и на брюшке – только уже ровным слоем, хорошо отражающим идущий от песка жар.

Крупные хищники, вынужденные делить среду обитания с людьми, все чаще рассматривают двуногих соседей в качестве добычи. Теперь ученые назвали семейство млекопитающих, от клыков и когтей которых люди погибают чаще всего.

Почти все исследования физической работоспособности проводились исключительно на мужчинах, поскольку ученые полагали, что женский менструальный цикл влияет на их способность к физической нагрузке. И только теперь они выяснили, что это не так.

Биологи выяснили, что почти половина генов в половой Х-хромосоме червеобразных ящериц, относящихся к наиболее древней группе чешуйчатых рептилий, генетически схожа с неполовыми хромосомами курицы. Эта необычная генетическая комбинация не встречается у других пресмыкающихся, что говорит о независимом происхождении половых хромосом в разных группах рептилий.