Устрицы стали индикаторами уровня загрязнения океана

Устрицы стали индикаторами уровня загрязнения океана

Характер питания устриц, обитающих рядом с морскими нефтяными платформами, помогает обнаружить мельчайшие частички нефти в воде. Внимательное наблюдение за моллюсками предупредит разливы нефти.

image1-4

Задумываясь об устрицах, мы чаще всего представляем их у себя на тарелке. Однако эти моллюски оказались еще полезнее, чем мы думали: они могут помочь ученым выявлять протечки на морских нефтяных платформах.

Исследователи предполагают, что около 70 процентов от совокупных мировых объемов нефти находятся в осадочных слоях морей и океанов. Активно добывать нефть из морских залежей начали американцы в 1968 году, впервые спустив судно со встроенной бурильной установкой. К сожалению, катастрофы на таких морских нефтяных платформах наносят наибольший ущерб природе. Достаточно вспомнить крупнейшую аварию на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 2010 года. После взрыва и пожара в воду вылилось около пяти миллионов баррелей нефти и образовалось нефтяное пятно площадью около 75 тысяч квадратных километров. В том же году в зоне поражения было найдено 6814 мертвых животных.

Не каждую катастрофу можно предотвратить, но следить за целостностью платформы необходимо. Ученые выяснили, что хорошим детектором содержания мелких частиц углеводорода в воде могут быть устрицы. Дело в том, что моллюски ежедневно пропускают через себя десятки и даже сотни литров воды. Устрицы питаются, прогоняя воду через себя, как через фильтр. Они поглощают пищевые частицы, взвешенные в морской воде, которые представляют собой одноклеточных животных, растения и мелкие личинки.

Чтобы изучить, как устрицы реагируют на частички углеводорода в морской воде, группа исследователей из Франции поместила их на одной из старейших исследовательских баз в заливе Аркашон, в отдельный аквариум из бетонных блоков, пластмассовых пеноматериалов, старых велосипедных шин и даже теннисных мячей. К двенадцати моллюскам в получившемся резервуаре присоединили электроды, чтобы измерять, с какой периодичностью устрицы раскрывают и закрывают створки, пропуская через себя воду. Резкое увеличение интенсивности этого процесса происходило, когда животные испытывали стресс, вызванный добавлением углеводорода в воду. Чем выше была концентрация, тем чаще открывали и закрывали створки моллюски. Эксперимент повторили в различных областях, включая Баренцево море у побережья Норвегии и России и каналы, вырытые на юго-западе Франции.

Устрица с прикрепленными к ней электродами / ©AFP

Об удивительном умении устриц фильтровать воду уже давно рассказывала американская организация Florida Oceanographic, которая также заинтересована в восстановлении популяции моллюсков в устьях рек. Авторы проекта считают, что устрицы способны даже улучшить качество воды. В подтверждение своим словам они опубликовали видео о том, как грязная вода очищается благодаря моллюскам.

Исследование обнаружило потенциальные «вокальные» биомаркеры Covid-19, которые в перспективе помогут выявить заболевание еще до появления симптомов.