06.05.2016
Редакция Naked Science

Ученые выяснили, как становятся альфа-самцами

Мужские особи, которые развиваются в обществе, где конкуренция за женскую особь выше, имеют гораздо больше шансов стать альфа-самцами, чем их собратья, выросшие в условиях «супружеской верности» – об этом заявили ученые по итогам исследования популяций мух дрозофил.

15842201129_0a7ad26e40_k

Как сообщает Phys.org, авторами исследования выступили специалисты Университета Шеффилда. Доктора Алан Дебелл и Ронда Снук с кафедры животной и растительной науки изучали плодовых мух на протяжении 100 поколений (жизненный цикл дрозофилы составляет 10–15 дней). Ученые исследовали два типа мушиных семей: полиандрические популяции, где несколько самцов борются за одну самку, и моногамные популяции, где каждый самец верно живет со своей самкой. В результате специалисты университета выяснили, что мужские особи из полиандрических популяций, в которых сексуальная конкуренция жестче, имеют гораздо больше шансов привлечь внимание самки, чем их соперники-«семьянины». При этом численность популяции никакой роли не играла.

Как и следовало ожидать, альфа-самцы постепенно занимали лидирующее положение во всех популяциях, вытесняя моногамных самцов. По словам ученых, в результате естественной эволюции доля альфа-самцов в итоге приблизилась к 80%. Между тем ученые добавляют, что моногамные самки все же неохотно сближались с альфа-самцами, отдавая предпочтение своим моногамным «супругам».

«Наше исследование показывает, что, развиваясь в условиях интенсивной сексуальной конкуренции, самцы становятся все более конкурентоспособными, в итоге превращаясь в альфа-самцов», – отметил Алан Дебелл. По его словам, подобная ситуация может иметь далеко идущие эволюционные последствия.

В соответствии с первой версией развития событий поведение самцов и самок в популяции меняется, они перестают скрещиваться между собой, наступает диверсификация, что в итоге приводит к появлению новых особей. В соответствии со второй версией конкуренция в итоге приводит к появлению супер-альфа-самца, который держит все под контролем, не допуская диверсификации. «Понимание процесса возникновения новых видов остается одним из главных вопросов эволюционной биологии. Этот процесс зависит от взаимодействия мужских и женских особей. У нас была отличная возможность отследить это взаимодействие на примере нескольких поколений, проверив важность двух аспектов сексуальных отношений: конкуренцию самцов друг с другом и выбор самок для спаривания. При это выяснив, что самки в итоге будут с самцами-победителями, даже если «в душе» предпочитают других самцов», – добавила Ронда Снук.