12.02.2016
Редакция Naked Science

Ученые впервые рассмотрели муравьиное «фехтование» на антеннах

Мохаммед Али заповедал на ринге «порхать как бабочка, жалить как пчела». Великий боксер просто не знал о муравьях-одонтомахусах, способных действовать так быстро, что за их схватками просто невозможно уследить глазом. Чтобы увидеть движения их «боевых» антенн, ученым пришлось прибегнуть к помощи высокоскоростной видеокамеры.

OdontomachusWynaad

Тропические муравьи Odontomachus известны как рекордсмены по скорости захлопывания челюстей: их мандибулы сближаются на скорости до 230 км/ч. Импульс от такого резкого защелкивания настолько велик, что буквально подбрасывает насекомое, позволяя одонтомахусам подпрыгивать на 20 см вверх. Однако челюстями их суперспособности не ограничиваются.

«Все социальные животные демонстрируют те или иные элементы доминантного поведения, – поясняет мирмеколог Эндрю Суарес (Andrew Suarez). – В случае с социальными насекомыми мы привыкли рассматривать его в контексте химических, обонятельных коммуникаций. Однако у этих муравьев “бои на антеннах” также играют важнейшую роль».

По словам Суареса, такие короткие «фехтовальные» схватки позволяют им быстро выяснять отношения и решать, кому стоит отправиться на работу «в поле», а кто останется в муравейнике и займется «домашними делами». Однако все происходит слишком быстро, так что лишь высокоскоростная камера позволила ученым рассмотреть эти схватки в деталях.