Ученые снова обвинили проксиму Центавра в невозможности жизни на ее планете

Ученые снова обвинили проксиму Центавра в невозможности жизни на ее планете

Интенсивность вспышек на проксиме Центавра оказалась так велика, что любая жизнь на поверхности ее потенциально обитаемой планеты едва ли возможна.

proxima0

С момента открытия планеты проксима Центавра b она то и дело привлекает всеобщее внимание. Это неудивительно: Проксима b — ближайшая к нам экзопланета, к тому же обращающаяся в пределах «зоны обитаемости» своей звезды, массой и размерами чуть больше Земли, — возможно, она даже обитаемая?.. Однако новая работа американских астрономов серьезно снижает шансы на инопланетную жизнь.

В статье, опубликованной в The Astrophysical Journal, Говард Уорд (Howard Ward) и его коллеги сообщают о мощнейших вспышках на материнской звезде Проксимы b — способных буквально стерилизовать планету. Наблюдения ведутся недолго, однако уже позволили зарегистрировать несколько событий умеренной энергии, а по-настоящему сильная супервспышка была отмечена в марте 2016 года.

Она оказалась на порядок мощнее всего, что удавалось прежде увидеть на проксиме Центавра. Вспышка временно увеличила видимый световой поток звезды в десятки раз и даже на пару минут сделала ее видимой невооруженным глазом. В ходе последующих наблюдений на Проксиме удалось зарегистрировать еще 23 почти столь же интенсивных выброса. По оценкам ученых, ежегодно на звезде должно происходить не менее пяти подобных событий — они, как уже предполагали, могли бы сделать Проксиму b необитаемой.

В самом деле, от выброшенных такими вспышками потоков ультрафиолетового излучения не защитил бы и земной озоновый слой, который повреждается и ослабляется при слишком сильных вспышках на Солнце. На Проксиме b озон, разрушающийся при поглощении ультрафиолета, не мог бы накопиться в атмосфере. Авторы новой работы подсчитали, что земные количества этого газа деградировали бы здесь за считаные сотни тысяч лет.

Уровень ультрафиолета, который поступает на поверхность планеты, в сотни раз выше использующегося для стерилизации на Земле. Если жизнь там и возможна, то лишь под поверхностью суши или на глубине морей. Что серьезно снижает ее шансы на развитие в условиях, где свет не может создать достаточного изобилия энергии.

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.