08.12.2015
Редакция Naked Science

Ученые сделали больно женщине, от рождения не чувствующей боли

Способность ощущать боль – одно из самых ценных достижений эволюции: без нее мы не различали бы «добро» от «зла», не знали бы, какое поведение опасно, а какое допустимо. Поэтому анальгезия – нечувствительность к боли вследствие развития некоторых неврологических заболеваний или как врожденная проблема – является очень опасным симптомом, а люди, страдающие ею, вынуждены вести исключительно осторожный образ жизни.

pain

К таким несчастным относится и подопытная, с которой работали исследователи из Университетского колледжа Лондона. Мутация в гене SCN9A нарушила синтез ионных каналов Nav1.7, ответственных за транспорт натрия через мембраны нейронов. Без этих белков передача болевых сигналов нервными клетками невозможна (интересно, что нехватка тех же Nav1.7 проявляется и в отсутствии чувствительности к запахам, поскольку эти каналы активны и в нейронах обонятельного контура).

Работая с лабораторными мышами с искусственно «нокаутированным» геном SCN9A, ученые заметили у них не только отсутствие белков Nav1.7, но и повышенное содержание эндогенных опиоидов – пептидных гормонов мозга, таких как эндорфин. На рецепторы этих опиоидов действуют многие наркотические вещества, включая героин, чем и обусловлены многие их эффекты, в том числе анестезирующие. Поэтому авторы предположили, что, быть может, избыток эндорфина и других эндогенных опиоидов также играет роль в снижении болевой чувствительности.

Чтобы проверить свою гипотезу, ученые использовали налоксон – препарат, широко применяющийся в медицине при передозировке опиоидными наркотиками. Налоксон тоже связывается с опиоидными рецепторами, но наркотического действия не имеет, а просто блокирует их, не позволяя молекулам наркотика продолжать действовать. Испробовав налоксон на мышах, авторы отметили «драматическое падение анальгезии и восстановление нормальных порогов болевой чувствительности к температурному и механическому воздействию».

Ну а затем медики вернулись к своей пациентке. Удостоверившись, что она по-прежнему не ощущает никакого неудобства от довольно-таки горячих предметов, которые прикладывали к ее коже, ученые попросили подопытную принять налоксон – и чувствительность пришла почти в норму.

К сожалению, эффект прошел сразу, как закончилось действие препарата, то есть примерно через час, так что в качестве действенного средства для лечения тяжелой анальгезии он не подойдет. Но все это, по крайней мере, указывает подходящее направление для новых поисков избавления страдающих от этого тяжелого состояния: по словам пациентки, ощутить боль было «довольно приятным опытом».