Ученые объяснили способность черно-белого зрения осьминогов различать цвета — Naked Science
06.07.2016

Ученые объяснили способность черно-белого зрения осьминогов различать цвета

Имея всего один пигмент в сетчатке, головоногие могут использовать «паразитные» оптические аберрации для получения цветной картинки.

ao8-1

Многие осьминоги и их головоногие родственники известны потрясающей мимикрией – способностью ловко менять форму тела, текстуру и цвет его поверхности. Это довольно неожиданно, ведь глаз практически всех головоногих содержит всего один-единственный пигмент, дающий им лишь черно-белое зрение. Новое элегантное объяснение этому выдвинули отец и сын Кристофер и Александр Стаббсы (Christopher, Alexander Stubbs), исследователи из Гарвардского университета.

В статье, опубликованной журналом PNAS, ученые показали, что определенного уровня различения цветов можно добиться, используя хроматическую аберрацию – разным углом преломления для волн разной длины (и, соответственно, разного цвета излучения). Этот эффект знаком нам по низкокачественным фотографиям, на которых резкие переходы между цветами выглядят «наползающими» друг на друга и мутными. По мнению авторов новой работы, такие аберрации моллюски могут создавать намеренно.

Динамически меняя фокус хрусталиков, они могут отмечать проявления хроматической аберрации и из этой информации составлять полноцветное изображение. «Для меня главным доказательством этому стали… зрачки головоногих, – говорит Кристофер Стаббс. – Они имеют U-образную форму, которая делает такие аберрации максимально сильными, хотя и за счет некоторой потери в резкости. Иначе говоря, мы видим явное проявление давления отбора в сторону усиления хроматических аберраций».

Проверить идею ученые решили с помощью компьютерной модели. Получая цветное изображение, алгоритм «смещал» фокус своей «сетчатки», получая черно-белые картинки с аберрациями, а затем совмещая их вместе. Модель работала, хотя насколько можно считать ее доказательством новой гипотезы, сказать трудно. Пока основной версией для объяснения цветного зрения «черно-белых» глаз головоногих остается их способность различать поляризацию излучения.

Что такое пыль и насколько она мешает горожанам, жители Апатитов знают не понаслышке. Уровень урбанизации неуклонно возрастает, и проблемы, связанные с качеством воздуха, обостряются с каждым годом. Размеры и концентрация микрочастиц в воздухе – важнейший индикатор его качества, однако причины их высокой токсичности пока изучены слабо. В последние годы пристальное внимание ученые уделяют вопросам изучения микробиома (сообщества микроорганизмов) воздуха, качество которого оказывает прямое воздействие на здоровье человека. Поэтому российские ученые озадачились изучением пыли на городских улицах Москвы и Мурманска.

Британские ученые показали, что, вопреки стереотипам о недружелюбности жирафов, они образуют сложную социальную структуру, а в заботу о потомстве вовлечены даже «бабушки».