Ученые объяснили, почему паузы в глобальном потеплении не было — Naked Science
21.11.2017
Редакция Naked Science

Ученые объяснили, почему паузы в глобальном потеплении не было

Исследователи считают, что предполагаемый «перерыв» в глобальном потеплении в 1998–2012 годах возник из-за недостатка данных о приповерхностных температурах.

170216-refreeze-arctic-water-feature

Исследователи из Китая и США изучили новые результаты измерений приповерхностной температуры воздуха в Арктике и пришли к выводу: «паузы» в глобальном потеплении в период с 1998 по 2012 год не было. По словам ученых, представление о том, что процесс потепления замедляется, возникло из-за недостатка данных об арктических температурах.

До недавнего времени считалось, что к паузе в росте температур могла привести мощная фаза Эль-Ниньо 1998 года. Эль-Ниньо — колебания температуры поверхностного слоя воды в экваториальной части Тихого океана, способные влиять на климат в разных регионах планеты. После окончания этого процесса средняя приповерхностная температура планеты, согласно исследованиям, почти перестала расти, поднимаясь значительно медленнее, чем раньше. В 2006 году ряд исследователей заявили, что глобальное потепление замедлилось, если не остановилось вовсе. Сомневаться в верности этой гипотезы начали в 2010-е годы. Ученые предположили, что мнимый «перерыв» в глобальном потеплении возник из-за того, что изменились методы измерения приповерхностных температур.

Авторы новой работы предположили еще одно возможное объяснение. По их мнению, показатели потепления могли снизиться, поскольку ученым не хватало точных данных о температурах Арктики. Для новых расчетов исследователи использовали данные проекта International Arctic Buoy Program, собранные в водах Арктики с помощью метеорологических буев — дрейфующих «поплавков» с различными датчиками. Эту информацию сопоставили с обновленными данными о глобальных приповерхностных температурах воды, предоставленными Национальным управлением океанических и атмосферных исследований США (NOAA).

«Мы пересчитали средние глобальные температуры с 1998 по 2012 год и выяснили, что темп глобального потепления продолжал расти, повысив температуру на 0,112°C за десятилетие, вместо того чтобы снизить ее на 0,05°C за десять лет, как считалось раньше, — комментирует один из авторов работы Сяндун Жан (Xiangdong Zhang). — Мы оцениваем “новый” темп потепления Арктики в 0,659°C за десять лет в период с 1998 по 2014 год». Авторы работы подчеркивают, что важность температур Арктики для изучения темпа потепления нередко недооценивают.

Исследование опубликовано в журнале Nature Climate Change.

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.