Ученые обнаружили «микрофлору мозга» - Naked ScienceNaked Science
10.11.2018, 09:25
Naked Science

Ученые обнаружили «микрофлору мозга»

Американские медики заметили клетки бактерий, населяющие ткани нейроглии в мозге здоровых людей.

brain0

Мы уже вполне свыклись с мыслью о том, что являемся местом обитания многочисленных микробов. О том, что наш кишечник населен триллионами бактерий, что они крайне важны для пищеварения и здоровья в целом и даже о том, что эти бактерии оказывают влияние и на другие функции нашего организма. Однако некоторые вещи остаются незыблемыми — и мозг по-прежнему считается одним из самых защищенных органов тела, куда заказан путь множеству потенциально опасных веществ и уж тем более микробам и вирусам. А если они туда проникли, то это по определению означает опасную болезнь.

Неудивительно, что свои новые наблюдения медики из Университета Алабамы в Бирмингеме озвучили со всей осторожностью. Их постерный доклад, представленный на прошедшей в Сан-Диего ежегодной встрече Общества нейронаук (SfN), демонстрировал микрофотографии тканей здорового мозга, содержащих клетки бактерий.

Группа Розалинды Робертс (Rosalinda Roberts) специализируется на исследованиях анатомии мозга больных, страдающих шизофренией, сопоставляя ее с мозгом здоровых людей. По словам ученого, к своей неожиданной находке они отнеслись с большой осторожностью: впервые такое наблюдение было сделано еще пять лет назад, когда на срезе мозга post mortem медики заметили мелкие объекты в форме палочек.

Лишь после самых тщательных проверок, проведенных совместно со специалистами-микробиологами, они убедились, что эти тела, видимо, бактерии. По словам профессора Робертс, поняв, «что и где стоит посмотреть», ученые исследовали образцы тканей мозга 34 здоровых людей, примерно пополам больных шизофренией и здоровых, — и заметили бактерии у всех. Населяли они в основном не сами нейроны, а астроциты — клетки нейроглии, поддерживающие работу нервных клеток. Основные их скопления наблюдались в участках, окружающих сосуды и участвующих в работе гемато-энцефалического барьера, а также в клетках, окружающих миелинизированные отростки нейронов.

Авторы предположили, что микробы могут подниматься в мозг из кишечника — по нервным волокнам или кровеносным сосудам, каким-то образом преодолевая защитный гемато-энцефалический барьер. Для проверки этой гипотезы они изучили образцы мозга лабораторных мышей: действительно, у обычных животных бактерии в мозге обнаруживались, а у «стерильных», полностью лишенных нормальной кишечной микрофлоры, — нет.

Пока что ученые не могут сказать, какое именно влияние эти бактерии оказывают на мозг, хорошо ли оно или негативно, хотя в образцах здорового мозга, населенного микробами, никаких признаков воспаления они не обнаружили, но этот момент еще требует дополнительной, более тщательной работы. Впрочем, дополнительных подтверждений требует и сам факт наличия «микрофлоры» у здорового мозга: экстраординарные заявления требуют экстраординарных доказательств.