30.07.2015
Редакция Naked Science

Ученые объяснили поведение сумасшедших муравьев

Ученые объяснили поведение сумасшедших муравьев.

pic_e1eaeb099896d402fe2b648a975e280b

«Сумасшедшими» называют муравьев вида Paratrechina longicornis из-за их бесцельных и кажущихся хаотичными передвижений. Чтобы понять смысл этих движений, ученые провели ряд экспериментов, давая муравьиной семье разные «вкусные» грузы. Выяснилось, что группа несущих груз насекомых способна легко сбиваться с пути. Чтобы этого не происходило, группе помогает муравей, «хаотично» блуждающий поблизости и координирующий ее движения. Он то и дело подбегает к группе и, если та сбивается с курса, толкает груз в нужном направлении. Другие участники это понимают и движутся туда же.

Исследователи выяснили, что муравей-координатор вовсе не лидер группы и никак не заявляет об этом, однако члены муравьиной семьи слушаются его беспрекословно. Впрочем, через какое-то время координатор тоже забывает дорогу к муравейнику. В этом случае его роль берет на себя другой муравей, который также начинает бегать вокруг группы в поисках нужного направления. Найдя его, он, как и прошлый координатор, толкает груз в сторону дома. В итоге «поклажа» оказывается в муравейнике.

Ученые предположили, что 90% времени «сумасшедшие» муравьи ведут себя как конформисты, действуя, как вся семья, а 10% времени – как нонконформисты, принимая самостоятельные решения.

Муравьи вида Paratrechina longicornis /  ©You Toube

Но эта схема, как выяснили, экспериментаторы, не работала в случае с очень тяжелыми грузами, для передвижения которых требовались усилия большого количества членов муравьиной семьи. Как только на пути группы появлялось препятствие, которое необходимо было обогнуть, – муравьи сбивались с курса. Чем больше была группа, тем сложнее было ее членам выступать координаторами и принимать индивидуальные решения. Наиболее оптимально система работала только в случае с грузами привычной для муравьев массы и для которых требовалось небольшое количество переносчиков.