У китов-убийц обнаружили способность к обучению «языку» другого вида — Naked Science
08.10.2014
Редакция Naked Science

У китов-убийц обнаружили способность к обучению «языку» другого вида

У косаток Orcinus orca обнаружили способность к обучению «языку» другого вида. В частности, киты-убийцы могут научиться «разговаривать» так, как дельфины афалины.

ss-110418-AT-09

Обычно звуки, которые животные используют для общения, являются врожденными, то есть животные обладают ими изначально благодаря генам, а учиться новым не могут. Существуют, однако, и исключения, ярчайшим из которых является человек. Помимо него, способность к обучению и воспроизведению несвойственных виду звуков (так называемое вокальное обучение) была обнаружена у летучих мышей, некоторых видов птиц, а также китообразных.

Исследование вокального обучения у китообразных представляется трудной задачей в силу среды обитания этих животных. Впрочем, ученым из США под руководством Энн Бауэлс (Ann Bowles) из Исследовательского института Хаббс-Сиворлд (Hubbs-SeaWorld Research Institute) удалось сделать важное открытие в данной области.

Исследователи выяснили, что косатки Orcinus orca способны адаптироваться к межвидовому общению – в частности, к «диалекту» дельфинов афалин, если проведут с представителями другого вида некоторое время вместе.

«Язык» китов-убийц и афалин в целом довольно схож, так как состоит из одних и тех же элементов – щелчков, свиста и прерывистого (пульсирующего) сигнала-зова. Афалины, впрочем, обладают несколько другим «диалектом», что выражается в разной частоте использования упомянутых звуков.

Поместив трех косаток на несколько лет в резервуар с дельфинами афалинами, ученые, все это время наблюдавшие за вокальным взаимодействием между животными, обнаружили, что киты-убийцы действительно научились «диалекту» афалин, то есть стали чаще производить щелчки и свисты и реже – пульсирующий клич.

По словам ученых, результаты исследования важны потому, что в условиях глобального потепления и все более влиятельного техногенного фактора косатки оказались под угрозой. Их ареал обитания сужается, что приводит к необходимости миграции – и вот здесь вокальное обучение, позволяющее адаптироваться к новым условиям, то есть к новым социальным партнерам, начинает играть ключевую роль в выживании вида.

Это важно – понять, как киты-убийцы обучаются новым вокальным паттернам на протяжении своей жизни, а также узнать, насколько существенно они способны менять свой вокальный репертуар. Множество популяций среди китообразных сейчас переживают упадок, и изучение поведения косаток может нам многое рассказать о том, как могут себя вести и куда могут мигрировать представители других видов китов. То есть это более объемная проблема, чем выживание китов-убийц в отдельности.

– Энн Бауэлс

Статья ученых была опубликована в журнале Journal of the Acoustical Society of America.

Прямо сейчас идет первый орбитальный полет, в котором частная компания вывела людей в космос на повторно использованном пилотируемом корабле. Его запустили при помощи повторно использованной первой ступени ракеты Falcon 9.

Группа российских ученых из НИУ ВШЭ, ИКИ РАН и ИЗМИРАН описала развитие в пылевой плазме ионосферы модуляционной неустойчивости электромагнитных волн, которая возникает при больших интенсивностях электромагнитного излучения. Исследователи учли неупругие столкновения частиц плазмы ионосферы, а еще сформулировали новые задачи и приложения, которые необходимо рассмотреть в будущем.