Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
12.01.2018
Редакция Naked Science
1 088

Тревожность назвали ранним индикатором болезни Альцгеймера

Ученые обнаружили связь между повышенной тревожностью и накоплением в мозге бета-амилоидов — веществ, ведущих к гибели нейронов при болезни Альцгеймера. В перспективе открытие позволит выявлять склонность к этой болезни на ранних стадиях, когда ее развитие еще можно замедлить.

f0117797-brain_nerve_cells_affected_by_alzheimers-spl

Исследователи выявили связь между усилением тревожности и повышенным уровнем бета-амилоидов в мозге пожилых людей. Скопления бета-амилоида Aβ42 (амилоидные бляшки) — одна из ключевых особенностей развития болезни Альцгеймера. По словам ученых, необычная тревожность может сигнализировать о начале нейродегенеративных нарушений за несколько лет до появления первых проблем с памятью и другими когнитивными функциями.

Авторы работы проанализировали результаты исследования Harvard Aging Brain Study, посвященного ранней доклинической фазе болезни Альцгеймера. Его участники начиная с 2010 года проходят регулярные медицинские осмотры, в том числе обследования методом позитронно-эмиссионной томографии. В новой работе использовали данные о 270 мужчинах и женщинах в возрасте от 62 до 90 лет. В начале исследования участники не страдали нейродегенеративными заболеваниями и психическими расстройствами. Через пять лет после начала исследования когнитивные нарушения начались у 6% участников.

Психиатры изучили результаты опросников Geriatric Depression Scale, которые пожилые люди заполняли каждый год. Эти анкеты созданы для выявления депрессии, но ученых интересовал только один симптом — высокая тревожность. График изменения уровня тревожности сопоставили с общими результатами опросов и изображениями мозга участников. Выяснилось, что тревожность усиливалась одновременно с накоплением большего количества бета-амилоида. При этом проблем с памятью и другими когнитивными функциями у большинства людей не было.

Ученые предположили, что тревожность может быть одним из первых последствий накопления опасного белка. Амилоидные бляшки накапливаются в мозге медленно, поэтому нарушения памяти и речи начинаются лишь спустя несколько лет. Так ли это, помогут узнать другие долгосрочные исследования. Если версия подтвердится, необычное усиление беспокойства позволит выявлять склонность к болезни на раннем этапе. Это важно, так как препаратов, работающих на поздних стадиях болезни Альцгеймера, сегодня не существует. Современные лекарства могут лишь затормозить развитие заболевания на ранних стадиях.

Исследование опубликовано в журнале American Journal of Psychiatry.

Ранее ученые из Манчестерского университета установили, что тревожность становится дополнительным фактором риска послеоперационных осложнений.