Гражданская наука помогла астрономам обнаружить загадочную галактику — Naked Science
03.12.2014, 01:16

Гражданская наука помогла астрономам обнаружить загадочную галактику

Используя не только данные с телескопов, но и добровольные усилия пользователей интернета в рамках гражданской науки, группа астрономов обнаружила представителя редкого и загадочного вида галактик.

strangegalax

Гражданская наука представляет собой исследования, для проведения которых приглашается множество добровольцев, не имеющих образования по специальности, однако способных помочь, к примеру, в анализе крупной базы данных.

В астрономии гражданская наука популярнее, чем, вероятно, в какой-либо другой научной области. В данном исследовании специалисты из Национальной радиоастрономической обсерватории США (NRAO) использовали данные по классификации галактик (в частности, на эллиптические и спиральные), полученные в рамках проекта Galaxy Zoo от добровольцев-любителей.

Выбрав 65 тысяч объектов в видимом диапазоне, по которым мнения пользователей сошлись в 95% случаев, астрономы решили соотнести их со снимками радиотелескопа. Цель – обнаружить новых представителей редкого вида галактик, который вводит астрономов в замешательство: спиральные галактики с джетами высокоэнергетических частиц.

Дело в том, что джетов у спиральных галактик быть не должно. Считалось, что это свойство исключительно эллиптических галактик, появившихся в процессе слияния спиральных. Джеты производят полюса сверхмассивных черных дыр, которые, вероятно, находятся в центре каждой крупной галактики. Однако в случае спиральной галактики, которая не пережила еще слияния с другой, вещество вокруг сверхмассивной черной дыры не должно обладать свойствами, приводящими к появлению джетов.

И все же такие объекты обнаруживают. С 2003 года было зарегистрировано уже три подобных галактики, и астрономы решили, что единственный способ понять их природу – найти и изучить больше таких объектов.

Ученые передали данные, полученные в рамках проекта Galaxy Zoo, студенту-стажеру Райану Даффину (Ryan Duffin) из Университета Вирджинии, чтобы он соотнес две базы данных – снимки одних и тех же галактик, но в оптическом (видимом) и радио- диапазонах.

Даффину удалось обнаружить еще одну галактику как раз искомого типа – J1649+2635, находящуюся в 800 миллионах световых лет от нас. На фотографии в видимом диапазоне относительно четко видно, что галактика относится к спиральным, однако на снимке в радиодиапазоне становятся заметны гигантские джеты к «северу» и к «югу» от плоскости объекта.

Эта галактика содержит в себе много тайн. Мы хотим узнать, почему она обладает столь необычными характеристиками. Было ли у нее уникальное слияние с другой галактикой, которое позволило сохранить рукава? Может, это была эллиптическая галактика, которая пережила еще одно столкновение, и это заставило ее «отрастить» рукава? Или то, что мы видим – следствие уникальных свойств окружающего ее вещества? Мы продолжим изучать эту галактику, однако нам нужно найти больше подобных объектов.

– Минни Мао (Minnie Mao), Национальная радиоастрономическая обсерватория

Статья ученых принята к публикации в журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.